Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
вестных мастеров, активно занимающихся пленэрной живописью. Среди них - Ф.Я. Алексеев, М.Н. Воробьёв, М.М. Иванов, К.И. Рабус, В.Г. Перов, A.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, ока завшие большое влияние на творческий рост многих известных впоследст вии художников конца XIX века И.И. Левитана, К.А. Коровина и других. Один из них, художник небольшого масштаба, окончивший Академию по классу видовой живописи у М.М. Иванова, Рабус был личностью исклю чительной. Всесторонне образованный и духовно сложившийся под влия нием эстетической мысли немецких романтиков, он одно время был дру жен с А.А. Ивановым и своими знаниями смог приобщить А.К. Саврасова к первоисточникам немецкой философии и эстетики. При Академии был открыт класс учеников перспективной живописи, в 1830 году объединённый с пейзажным классом. По предложению про фессора А.П. Боголюбова с 1873 года начались обязательные летние выезды со студентами на пленэр. Художники-педагоги подчёркивали, что мало сри совать мотив, описать его глазами ботаника: важно уловить жизнь, настрое ние природы конкретного места. Так, Саврасов, став педагогом, стремился воспитать у своих учеников умение акцентировать в природе живописный мотив, её «эмоциональный сюжет», из чего вытекает цветовой строй кар тины. В своей монографии А.А. Фёдоров-Давыдов пишет, что «одновре менно с изучением натуры Саврасов рекомендовал своим ученикам и ос воение опыта работы на пленэре французских художников-барбизонцев»1. К середине XIX века стал употребляться термин «реализм». В России сама эстетика реализма (или критического реализма) уже сложилась в 40-е годы, в основном в литературной критике. Русская культура к середи не столетия сосредоточила своё внимание на социальных и нравственных вопросах. Она жила просветительскими задачами. Передовая эстетическая мысль, наиболее ярко выраженная в диссер тации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к дейст вительности» (1855), выдвинула своим тезисом: «Прекрасное есть жизнь», - что стало очередным звеном в развитии социал-демократических идей от B.Г. Белинского к Н.А. Добролюбову, Д.И. Писареву и их последователям. Расхожая фраза Некрасова, так полюбившаяся советским политикам: «По этом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - послужила но вым лозунгом искусства. На эти идеи опиралась одна из основных тенден ций будущего русского искусства. Отказ от религиозных тем и сюжетов, стремление выразить гражданские идеи через призму миропонимания ху дожником окружающей действительности во всей её полноте, во всём многообразии её противоречий обусловили поиск новых изобразительных средств. Потребность правды и «неприкрашенности» всё более укрепля лась в среде новых русских художников. Образовались две соперничаю 1Фёдоров-Давыдов А.А. И.И. Левитан. - М., 1966. - С. 13. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz