Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

ской глубине проникновения в природу»1. Назарейцы остаются покорными академической основе стиля, подвергая его только стилизации и тем са­ мым пытаясь осовременить. Иванов последовательно боролся с академиче­ ской основой и, в конце концов, порвал с ней. Достаточно посмотреть его многочисленные этюды-штудии к картине «Явление Христа народу», где мастерски решены сложности живописно­ пластических задач. При всей чёткости и скрупулёзности изображения пленэра автором сохранена удивительная лёгкость передачи воздушной среды и растительного мира «Ивановского ландшафта». Полные револю­ ционной новизны ивановские творческие методы указали русскому искус­ ству прямой и верный путь не только к реализму, но, через его голову, к живописи наших дней, где органически соединены свет, цвет и объём. Эти ивановские пророчества были непонятны не только его современникам. Спустя четверть века не была ясна ещё русским мастерам вся величина этого живописца. Русские художники продолжали по старинке воспевать южную красоту Италии, а мотивы родной природы робко проникали на полотна отечественных мастеров. «Не будет преувеличением сказать, что в пейзаже Иванов создаёт но­ вую эру. Он решительно вступил на дорогу пленэра. В живописи Иванова предстала не через миф, как в произведениях классиков, но как реальность. В ней есть то равнодушие и немеркнущее вечное сияние, какое видел в ней Пушкин и который впервые познал умом художника Леонардо да Винчи. В этом заключается новое слово, сказанное художником Ивановым в области пейзажа», - писал искусствовед Н.Г. Машковцев2. Это позволило Иванову нащупать путь и к импрессионизму, и к Се­ занну одновременно. В условиях русской живописи XIX века это мог сде­ лать только один художник - не направление, а именно одна фигура - Иванов. Новая система творческого метода мастера - параллельное разви­ тие двух сторон творчества - сбор этюдов и совершенствование эскиза к картине. П.П. Чистяков писал: «Иванов отошёл от условного освещения, что было обязательным для художников Возрождения. Они избегали сол­ нечного освещения, а Иванов поставил человека на солнце и начал изучать всё разнообразие природного освещения. Новые задачи поняли для себя русские художники, когда увидели его работы. Началось восхищение жи­ выми людьми, действительной жизнью» . Творческое продвижение русской пейзажной живописи продолжа­ лось. Оно, конечно, невозможно было без активной творческой позиции художников-педагогов. Так, в Московском училище живописи ваяния и зод­ чества (1842) и Императорской Академии художеств (1767) мы видим из­ 1Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М., 1980. - С. 100. 2История русского искусства. - М., 1978.- Т . 1 .-С . 266. 3Бучкин П.Д. О том, что в памяти. - Л., 1963. - С. 69. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz