Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

значительной степени опирались на наследие Венецианова и Иванова, так как ощущалось ещё влияние среднеевропейского пейзажа, в частности Голландии XVII века с его рассеянным светом, приглушёнными красками и незатейливыми сельскими уголками. Ещё А. Крамской в похвалу Ф. Ва­ сильеву сравнивает его с А. Ахенбахом (художник дюссельдорфской шко­ лы), а В. Стасов призывал русских пейзажистов освободиться от влияния швейцарского художника А. Калама. Когда живопись охватило романтическое движение, оно не могло кос­ нуться и пейзажа, где первым романтиком русского пейзажа был М.Н. Во­ робьёв. Позже учителями новых поколений явились уже не романтики, а другие ученики реалистической природы: С.Ф. Щедрин и М.И. Лебедев, прожившие всю жизнь в Италии и создававшие не только красивые виды природы. Главное внимание уделялось ими передаче основных элементов пейзажа - света, воздуха и цвета. Щедрин не полагался только на интуи­ цию: он сознавал, что прежде чем стать поэтом природы, надо хорошо изучить её внешность, и на эту подготовительную работу ушла вся его не­ долгая жизнь. Известный советский искусствовед Д.В. Сарабьянов подчёркивает, что «русский романтический пейзаж в варианте Сильвестра Щедрина (а позже - М.И. Лебедева и А. Иванова) находит наиболее полную аналогию тем тен­ денциям европейского пейзажа, которые ориентированы на пленэр, на изу­ чение натуры, той реальной стихии природы, которая была открыта роман­ тическим человеком»1. Большую роль в развитии пленэрной живописи в первой половине XIX века сыграл выдающийся русский художник А.А. Иванов. Можно со­ поставлять его творчество с самыми различными явлениями европейской художественной культуры - с итальянскими, французскими живописцами, но особенно с кругом немецких мастеров - назарейцев, среди которых на­ до отметить прежде всего Ф. Овербека. Так, Бенуа отмечал большую роль его воздействия на Иванова, поскольку Овербек был против просвещённо­ го искусства, против поспешной примерки русскими европейского фрака, за народное, общественное2. Он нашел в нём доброжелательного критика и прекрасного консультанта. В одном из писем Иванов писал, что Овербек «дотрагивается до сердца». У Иванова после назарейцев был и другой источник творческого об­ щения - Гоголь, с которым художника связывала и тесная дружба. Осо­ бенно это касается 30-х годов. Но больше всего Иванов учится у самой природы. «Исключение со­ ставляет пейзаж, который назарейцы... не раскрывали в той самоценной значимости, которая так была дорога Иванову, не говоря уже об иванов­ 1Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М., 1980. - С. 70; История русского искусства. - М., 1978.- Т . 1 .- С . 266. 2Алпатов М.В. Указ. с о ч .-Т . 1 .- С . 139. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz