Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
значительной степени опирались на наследие Венецианова и Иванова, так как ощущалось ещё влияние среднеевропейского пейзажа, в частности Голландии XVII века с его рассеянным светом, приглушёнными красками и незатейливыми сельскими уголками. Ещё А. Крамской в похвалу Ф. Ва сильеву сравнивает его с А. Ахенбахом (художник дюссельдорфской шко лы), а В. Стасов призывал русских пейзажистов освободиться от влияния швейцарского художника А. Калама. Когда живопись охватило романтическое движение, оно не могло кос нуться и пейзажа, где первым романтиком русского пейзажа был М.Н. Во робьёв. Позже учителями новых поколений явились уже не романтики, а другие ученики реалистической природы: С.Ф. Щедрин и М.И. Лебедев, прожившие всю жизнь в Италии и создававшие не только красивые виды природы. Главное внимание уделялось ими передаче основных элементов пейзажа - света, воздуха и цвета. Щедрин не полагался только на интуи цию: он сознавал, что прежде чем стать поэтом природы, надо хорошо изучить её внешность, и на эту подготовительную работу ушла вся его не долгая жизнь. Известный советский искусствовед Д.В. Сарабьянов подчёркивает, что «русский романтический пейзаж в варианте Сильвестра Щедрина (а позже - М.И. Лебедева и А. Иванова) находит наиболее полную аналогию тем тен денциям европейского пейзажа, которые ориентированы на пленэр, на изу чение натуры, той реальной стихии природы, которая была открыта роман тическим человеком»1. Большую роль в развитии пленэрной живописи в первой половине XIX века сыграл выдающийся русский художник А.А. Иванов. Можно со поставлять его творчество с самыми различными явлениями европейской художественной культуры - с итальянскими, французскими живописцами, но особенно с кругом немецких мастеров - назарейцев, среди которых на до отметить прежде всего Ф. Овербека. Так, Бенуа отмечал большую роль его воздействия на Иванова, поскольку Овербек был против просвещённо го искусства, против поспешной примерки русскими европейского фрака, за народное, общественное2. Он нашел в нём доброжелательного критика и прекрасного консультанта. В одном из писем Иванов писал, что Овербек «дотрагивается до сердца». У Иванова после назарейцев был и другой источник творческого об щения - Гоголь, с которым художника связывала и тесная дружба. Осо бенно это касается 30-х годов. Но больше всего Иванов учится у самой природы. «Исключение со ставляет пейзаж, который назарейцы... не раскрывали в той самоценной значимости, которая так была дорога Иванову, не говоря уже об иванов 1Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М., 1980. - С. 70; История русского искусства. - М., 1978.- Т . 1 .- С . 266. 2Алпатов М.В. Указ. с о ч .-Т . 1 .- С . 139. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz