Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

С громадной силой тяготение к взаимообогащению различных куль­ тур сказалось в России. Специфика культурного развития в России во мно­ гом обусловлена её открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении «высокосинтетической способности всепримиривости, всечеловечности» (Ф. Достоевский) русские философы усматривали (Н.А. Бердяев, Вл. Со­ ловьёв, Ф. Достоевский и др.) историческую миссию России. Многие исследователи этого вопроса сходятся во мнении, что лишь XX век открыл путь к более объективному пониманию русской живописи ХѴІІІ-ХІХ столетий и к более широкому сравнению национальных школ. Если же говорить о пейзажной живописи, то, как подчёркивает Н.Я. Маслов, «принципы и методы живописи на пленэре закрепились в практике русских художников ещё в первой половине XIX века, т.е. значи­ тельно раньше так называемого “открытия пленэра” в Западной Европе (70-е годы XIX века)»1. Закладка же практического метода живописи на пленэре происходила в период пенсионерских командировок лучших вы­ пускников Академии. Ф. Достоевский, анализируя творческие контакты наших мастеров с западными, пишет: «Один лишь русский, даже в наше время, т.е. гораздо ещё раньше, чем будет подведён всеобщий итог, получил уже способность становиться наиболее русским именно лишь тогда, когда он наиболее ев­ ропеец». В первые десятилетия XIX века можно уже наблюдать успехи в об­ ласти раннего русского пленэра: тогда открылись пути к живописному эксперименту, традиция которого жила в русской живописи первой поло­ вины века - вплоть до Александра Иванова. Д.В. Сарабьянов говорит о ди­ летантизме, столь распространённом в русской художественной культуре первых десятилетий XIX века. Романтизм развязал руки всем националь­ ным школам; дилетантизм явился следствием романтического движения, которое пренебрегало системой, воспринятой от кого-то, полученной в школе. Вся венециановская школа развивалась из питающего его источни­ ка дилетантизма, хотя и была своего рода «школой». Дилетантизм возбуж­ дал интерес к искусству в разной среде, но в данном случае во многом был связан с «уровнем крепостных», с их провинциальными традициями, на­ родным творчеством. О.А. Лясковская в своей монографии подчёркивала, что самой распространённой была академическая романтическая картина с венециановской традицией статики формы и цвета, с мелочно выписанны­ ми деталями. Новое отношение к живописной передаче предмета в про­ странстве автором исследования отмечается в этюдном творчестве А.А. Иванова, но начало перелома в понимании пленэрных задач в рус­ ском пейзаже справедливо относится к 60-м годам XIX века. Русские пей­ зажисты, как ни странно, до второй половины XIX века лишь в очень не­ 1Маслов Н.Я. Пленэр. - М., 1984.- С . 14. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz