Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

дущим методом здесь был метод копирования «оригиналов» - «эталонно­ го» ряда пейзажей голландских, фламандских, итальянских и французских школ. Особенно апробированным был тип сельского пейзажа с пастухами, получивший в академических документах «ландшафт со скотиною». Часто использовали произведения немецких художников Х.-В.-Э. Дитриха и Я.-Ф. Хаккерта. Из 24 воспитанников Академии художеств, направленных за рубеж в качестве пенсионеров в XVIII веке, 6 были выпускниками пей­ зажного класса. Приобретая восприимчивость к «высокому стилю» изящных искусств, ученики неизбежно приобщались к языку пейзажного жанра эпохи класси­ цизма, характерного для основных европейских школ. Два основных типа построения пространства составляли композиционную основу схемы - па­ норама и перспектива, нередко с высоты птичьего полёта (например, пано­ рамы А.Ф. Зубова). Требовалась построенность, «сочинённость» простран­ ства. Среди важных источников, содержащих многочисленные сведения о русских пейзажистах, учившихся в Академии художеств, и отражающих историю её ландшафтного и перспективного классов, - Сборник материа­ лов по истории Академии художеств П.П. Петрова, Словарь русских ху­ дожников Н.П. Собко. Для комплексного изучения процесса становления отечественного пейзажа крайне важны были изучение и анализ собраний эстампов в библиотеке Академии художеств, где с XVIII века сохранилось лучшее в мире собрание гравюр Д.Б. Пиранези, французские и английские уникальные издания XVII и XVIII столетия. В ХѴІІІ-ХІХ веках во французской школе сложилось такое гармо­ ничное равновесие духовного и чувственного начал, которое было совер­ шенно не свойственно ни немецким, ни русским художникам с их ощути­ мым перевесом то к материальности, то к духовности. Далеко не полностью выяснена роль западноевропейских пейзажи­ стов и их произведений, существовавших в контексте русской художест­ венной культуры. Довольно длительное время стремление подчеркнуть самостоятельность и самобытность развития отечественного изобрази­ тельного искусства сопровождалось недостатком внимания к общеевро­ пейскому контексту. Осмысление такой точки зрения требует выяснения конкретных фактов связей русских художников с западными, степени влияния, обучения в той или иной стране. Своя концепция самобытности русского искусства исследована Ф.И. Буслаевым. «Национальность каждо­ го народа, которому предназначена великая будущность (а таков и народ русский), обладает особой силой претворить в свою собственность всё, что входит в него извне»1. 1Алпатов М.В. Из истории русской науки об искусстве. Этюды по истории русского искусства. - М., 1967. - Т. 1. - С. 13. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz