Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

отечественного пейзажного искусства. Уже в этом столетии наметились новые тенденции в русской пейзажной живописи и зарождение пленэра. Заезжие иноземцы «преоспективного дела мастеры» ещё в допетров­ скую эпоху писали виды городов, улиц, отдельных зданий, насаждали так называемый архитектурный пейзаж, преподававшийся впоследствии и в академии, главным образом как необходимая отрасль театрально-декора­ ционной живописи. В 1757 году была учреждена Академия художеств, а в 1764 году были изданы «Привилегии и регламент императорской академии трёх знатней­ ших художеств», ставшей уже совершенно самостоятельным и независи­ мым высшим художественным учреждением страны. Как и во многих ху­ дожественных академиях других стран, в российской также занимались религиозной живописью, историческими сюжетами, портретами и совсем не признавалась пейзажная живопись. «Все европейские академии, - как говорил И. Грабарь, - не только не способствовали развитию искусства, как о том мечтали их коронованные учредители и покровители, но, напро­ тив того, больше, чем какие-либо другие причины, способствовали паде­ нию вкуса и явились настоящими рассадниками рутины»1. Первые, выписанные из заграницы художники Гзель, Карравак, Тан- науэр и др., были главным образом портретистами. Они смогли дать пер­ воначальные уроки русским ученикам и обучали чисто техническим приё­ мам станковой живописи. Изображение русского пейзажа не допускалось программой. Однако усвоив эти уроки, обучающиеся всё же не замедлили выявить в живописи особенности национального восприятия пейзажа. Именно русские ученики академических профессоров-итальянцев Вале- риани и Перезинотти - А.И. Вельский и С.Ф. Щедрин - могут считаться первыми по времени русскими пейзажистами. И если они находились в определённой степени под влиянием классицизма и голландских художни­ ков XVII века, то уже в творчестве другого пейзажиста XVIII века Ф.Я. Алексеева прослеживается иной характер пейзажа. На первых ступе­ нях его искусства пейзажной живописи мы уже наблюдаем внимательный творческий взгляд при передаче световоздушной среды и «настроения» природы, что, безусловно, уже способствовало зарождению пленэрной жи­ вописи. За границей он проявил наибольший интерес к венецианскому мастеру перспективного пейзажа Каналетто. Изображая виды Москвы и Петербурга, Алексеев стремился к той же точности и добросовестности письма этого итальянца, находя меру обобщения в своих пейзажах с кро­ хотными фигурками людей уже с чисто голландским умением. В Петербургской академии художеств происходит пересмотр методик преподавания в организованных пейзажных и перспективных классах, ста­ вится вопрос о роли жанра в структуре академического образования. Ве­ 1Никольский В. История русского искусства. - Берлин, 1923. - С. 127. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz