Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Сказочно-мифологические образы на фоне северного пленэра присут ствуют в картинах известных финских художников А. Эдельфельта, Э. Яр- нефельта, отдавших дань модерну Гален-Каллела. В 1898 году на прошед шей в России по инициативе С.П. Дягилева русско-финляндской выставке зрители смогли больше познакомиться и с пейзажным творчеством север ных соседей. В Швеции творческая самобытность проявилась со второй половины века в лице крупнейшего мастера А. Цорна. Широкая манера его письма имела кратковременное влияние на некоторых русских художников. Он стал автором удивительных по передаче пленэрных работ с фигурами об нажённых купальщиц на берегу. Для развития пейзажной живописи всех европейских школ в XVIII ве ке характерна романтическая трактовка образа природы, её поэтизация, стремление передать постоянную изменчивость и необычность мотивов. В формировании позднеромантического стиля с образами первоздан ной природы большую роль сыграла дюссельдорфская школа живописи XIX века, объединившая в своих стенах немецких, скандинавских и рус ских художников. Дополненное мистикой эпохи Модерна немецкое искус ство резонировало в русском в конце XIX века и даже в начале XX столе тия, далее уступив место французским влияниям. Проанализировав эволюцию развития европейского пейзажного жан ра и зарождение пленэрной живописи, необходимо проследить развитие пейзажного творчества русских художников в истории становления и раз вития пленэра. Возникновение пейзажной живописи в России восходит, в сущности, к началу XVIII века, так как в истории русского искусства XVII век харак терен стилистическим завершением национальных традиций изобрази тельного искусства. Наступает пора прорастания новых разновидностей и жанров живописи. Этот межвековой разрыв между старым и новым закон чился быстрым продвижением изобразительного искусства, в том числе и пленэрной живописи. «Иконопись совершила весь круг своего развития и должна была уступить место мирскому искусству, потому что церковь пе рестала быть средоточием русской жизни, каким была раньше»1. Именно в области живописи и выдвинула допетровская Русь наиболее европейских по своей значимости иконописцев Рублёва и Дионисия. В XVIII веке Россия включается в динамику развития европейского искусства. Ещё на стадии зарождения пейзажной живописи наметились основные линии развития: совершенствование живописной практики на основе изучения творчества западноевропейских школ; пристальное вни мание к национальным пейзажным мотивам; становление теории реали стической живописи; методическая разработка профессиональных основ 1Никольский В. История русского искусства. - Берлин, 1923. - С. 121. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz