Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

природе, будет всегда делать художника более холодным, чем природа, которой он желает подражать; кроме того, природа далеко не всегда инте­ ресна с точки зрения эффектов целого»1. В отличие от Франции, в художественной жизни Италии повсюду на­ блюдался упадок. Преобладали две большие группы мастеров: эклектики, пытавшиеся сочетать в себе достоинства великих художников XVI века, и натуралисты, которые пытались вдохновляться только действительностью. Основанная Л. Карраччи болонская школа являлась центром так называе­ мого «академического» стиля. Однако в Венеции XVIII века было несколь­ ко мастеров, занимающихся пейзажной живописью и заслуживающих внимания. А. Каналетто и его ученик Ф. Гварди были как бы портретиста­ ми своего города, изображая каналы, палаццо, церкви и разнообразные ви­ ды Венеции. Эти архитектурные мотивы перспективно вычерчены, пле- нэрность только намечается. Что касается немецкого искусства, то оно меньше, чем во всех других странах, обнаружило в XVII и XVIII веках свою самобытность. Нацио­ нальные традиции были заглушены академическим стилем, что можно на­ блюдать и в пейзажной живописи. В Германии ощутимо влияние готики с её повышенной выразительностью образов. Часто изображаемые скалы и шпили перекликаются своими силуэтами с устремлёнными вверх готиче­ скими соборами. Такая условность не способствовала зарождению пленэр­ ной живописи. Начиная с XVIII века в Германии прослеживалось влияние французской культуры. В области искусства заметно возвращение к ан­ тичным образцам. Выход в свет в 1764 году «Истории античного искусст­ ва» Винкельмана теоретически закрепляет начало новой школы. В начале XIX века возникла новая классическая школа (Корнелиус и Овербек). Сформировалась группа художников-«назарейцев», в чём-то перекликаю­ щихся в своём творчестве с германскими прерафаэлитами. Но с появлени­ ем таких мастеров, как А. Менцель, Ф. Ленбах, В. Лейбл, наметился реши­ тельный поворот к реализму. Пленэрная живопись получает своё развитие, проникая в страны се­ верной Европы. Внимание этих стран к национальному самосознанию бы­ ло связано с самоопределением наций, усилением их тяги к государствен­ ной автономии. Суровый северный пейзаж соответствовал холодной нор­ дической природе. Мифологию, сказочность можно видеть в картинах норвежских художников А. Гаппелена «Водопад в Теммарке» (1852) и А. Ахенбаха «Северный заснеженный бор с руническим камнем» (1835). Эти мотивы выдавались за реальность. Пленэрная живопись Норвегии ро­ дилась в XIX веке, поражая то резкостью очертаний и натурализмом своих произведений, то задушевностью сурового северного пейзажа. 1Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. - М., 1962. - С. 263. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz