Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Ж. Мишель, К. Коро, Ж.-Ф. Милле, Т. Руссо, Э. Буден, Э. Мане, К. Пис сарро и др. Самым самобытным из пейзажистов этого периода был В. Тёрнер. Он привнёс в своё творчество новую методику К. Лоррена с его световыми эффектами и желанием с ещё большей выразительностью передать блеск и игру света, что стало характерным в процессе зарождения пленэра. В по следние годы его жизни появились необычные произведения, в которых сглаживаются и затушёвываются все формы и очертания. Некоторые из современников не поняли активное творческое переосмысление натуры. Так, даже К. Моне работы Тёрнера были антипатичны из-за необузданного романтического воображения. К 30-м годам XIX века складывается школа живописцев - создателей национального пейзажа. Французская цивилизация служила как бы образ цом для соседних народов. Многие художники других стран приезжали во Францию учиться, однако многие французские художники призывались в другие страны, где они находили работу и славу. В искусстве продолжа лась реакция против изящного и легкомысленного искусства XVIII века, которая ещё до 1789 года привела к изучению антиков. В пейзажной живо писи преобладали сюжеты с античными архитектурными руинами или скульптурами. В свою очередь и Ж.-Ж. Руссо подчёркивал, что «правда и природа должны быть учителями художников». Продолжается дальней ший подход к пейзажу как пленэрному постижению. «Истинную свою самобытность французская школа XIX века обна ружила в области пейзажа и картин сельской жизни. Французские пейза жисты проникали даже в саму душу природы, поняли все её формы, изо бражали её с такою искренностью и простотою выражения, какими не об ладала в той же мере даже и голландская школа», - писал о том периоде известный археолог и директор высшего образовании во Франции К. Байэ1. Особенно велика в этой области заслуга Ж.-Ф. Милле. Очередной шаг в развитии пленэрной живописи достигли художники барбизонской школы - мастера реалистического художественного направ ления во французской пейзажной живописи 30-60-х годов XIX века. Рас крытие красоты «неприметного» мотива, передача световоздушной среды стали основным в творчестве Т. Руссо, Ш.Ф. Добиньи, К. Тройон, Н. Диаз и близких к ним К. Коро и Ж.Ф. Милле. Своё творчество они противопос тавляли официальному французскому академизму и работали под замет ным влиянием голландских пейзажистов. Изучая природу, они всё же, как старые мастера, предпочитали творить в мастерских. Работа с натуры в условиях пленэра, а не в мастерской, стала особен но широко использоваться в творчестве французских художников-импрес- сионистов: К. Моне, К. Писсаро, П.-О. Ренуар, А. Сислей и другие. Им 1Байэ К. История искусств. - СПб., 1912. - С. 238. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz