Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
школу входили Д. Росетти, Милле и Гент. Они утверждали, что со времени Рафаэля искусство поверглось в академизм и условности, удалилось от ис тины и природы; старались воскресить истинное искусство. Их идеологом был крупнейший мыслитель и писатель современной Англии Рескин. Влюблённый в природу, он был яростным врагом современной цивилиза ции и промышленности, которые нарушали и искажали её вид. Но как час то бывает при возникновении новых течений, прежние условности были заменены новыми. В результате создаётся искусство добросовестное, пол ное благородных стремлений, но желающее не столько услаждать зрение, сколько воспитывать, согласно заявлению Рескина. Утверждалось, что «народное искусство должно быть дидактическим» и внушать понимание и почитание творений Создателя. Мастера этого направления впервые поя вились на выставках в 1849 году. Они писали прямо на холсте, без всяких подготовок, свободными и живыми тонами, часто мазками в виде точек и до известной степени явились предшественниками развития пленэрной живописи в творчестве французских импрессионистов и пуантиллистов. В XVIII веке Англия славилась своими портретистами. Однако пей заж как образный аналог природы занял важное место среди произведений Гейнсборо. В первой половине XIX века он уже господствовал в Англии. Британские живописцы стали лидерами в пейзаже, который был удиви тельно похож с голландским, окрашивающим двумя столетиями ранее за метное процветание нации, частично из-за её колониальной торговли и преданности живописцев, специализирующихся в новом жанре, который в результате этого стал популярным. Английский живописец начала XIX века Д. Констебль также много внимания уделял развитию теории и практики пленэра. С его именем свя зано формирование нового пейзажа. В то время его живопись казалась со отечественникам неряшливой и грубой, а мотивы слишком обыденными. Но основные положения его учения применимы и в наше время. «Я наме рен убедить Вас в том, что наша профессия требует систематического об разования, что она столь же научна, сколь поэтична, что чистое воображе ние не может создать произведение, способное встать вровень с реальными вещами», - говорил Д. Констебль1. Многие его произведения построены по принципу диагональной или перекрёстной композиции, столь часто применявшейся ещё во времена Ру бенса. Он обращал внимание художников на большую роль цвета неба, влияющего на различные состояния пейзажа. На обратной стороне многих своих этюдов Констебль отмечал дату, время дня, направление ветра. Та кой подход к пейзажу как к конкретному реальному природному объекту приблизил дальнейшее становление пленэрной живописи. В 30-60-е годы XIX века во Франции к его рекомендациям прислушивались Э. Делакруа, 1Чарльз JI. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. - М., 1964. - С. 281. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz