Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

школу входили Д. Росетти, Милле и Гент. Они утверждали, что со времени Рафаэля искусство поверглось в академизм и условности, удалилось от ис­ тины и природы; старались воскресить истинное искусство. Их идеологом был крупнейший мыслитель и писатель современной Англии Рескин. Влюблённый в природу, он был яростным врагом современной цивилиза­ ции и промышленности, которые нарушали и искажали её вид. Но как час­ то бывает при возникновении новых течений, прежние условности были заменены новыми. В результате создаётся искусство добросовестное, пол­ ное благородных стремлений, но желающее не столько услаждать зрение, сколько воспитывать, согласно заявлению Рескина. Утверждалось, что «народное искусство должно быть дидактическим» и внушать понимание и почитание творений Создателя. Мастера этого направления впервые поя­ вились на выставках в 1849 году. Они писали прямо на холсте, без всяких подготовок, свободными и живыми тонами, часто мазками в виде точек и до известной степени явились предшественниками развития пленэрной живописи в творчестве французских импрессионистов и пуантиллистов. В XVIII веке Англия славилась своими портретистами. Однако пей­ заж как образный аналог природы занял важное место среди произведений Гейнсборо. В первой половине XIX века он уже господствовал в Англии. Британские живописцы стали лидерами в пейзаже, который был удиви­ тельно похож с голландским, окрашивающим двумя столетиями ранее за­ метное процветание нации, частично из-за её колониальной торговли и преданности живописцев, специализирующихся в новом жанре, который в результате этого стал популярным. Английский живописец начала XIX века Д. Констебль также много внимания уделял развитию теории и практики пленэра. С его именем свя­ зано формирование нового пейзажа. В то время его живопись казалась со­ отечественникам неряшливой и грубой, а мотивы слишком обыденными. Но основные положения его учения применимы и в наше время. «Я наме­ рен убедить Вас в том, что наша профессия требует систематического об­ разования, что она столь же научна, сколь поэтична, что чистое воображе­ ние не может создать произведение, способное встать вровень с реальными вещами», - говорил Д. Констебль1. Многие его произведения построены по принципу диагональной или перекрёстной композиции, столь часто применявшейся ещё во времена Ру­ бенса. Он обращал внимание художников на большую роль цвета неба, влияющего на различные состояния пейзажа. На обратной стороне многих своих этюдов Констебль отмечал дату, время дня, направление ветра. Та­ кой подход к пейзажу как к конкретному реальному природному объекту приблизил дальнейшее становление пленэрной живописи. В 30-60-е годы XIX века во Франции к его рекомендациям прислушивались Э. Делакруа, 1Чарльз JI. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. - М., 1964. - С. 281. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz