Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
П. Брейгель, мастер панорамного пейзажа, впервые продемонстриро вал истинно фламандское лирическое понимание неподвластной человеку природы, изобразив её во всей блистательной красе. Мастера голландского пейзажа проложили истоки зарождения пленэрной живописи. Эжен Фро- мантен отмечал: «На этот раз Голландия нашла себе аудиторию: она учила нас видеть, чувствовать и писать. Неожиданность эта так всех ошеломила, что никто не обратил особого внимания на глубокую оригинальность этих открытий»1. Французский просветитель XVIII века Д. Дидро указывал на непре менное изучение природы в художественном образовании. В «Разрознен ных мыслях о живописи...» философ рассуждает об особенностях пейзаж ной композиции и подчёркивает желательное применение в работе систе мы вогнутого или выпуклого вида: «Вогнутый вид раздвигает предметы, отодвигая их на задний план; выпуклый же собирает их впереди. Следова тельно, первый вид подходит для пейзажа исторического, второй - для пейзажа как такового». Позднее наблюдается внезапный упадок, в XVIII веке: всё исчезает - Интерес к изучению природы, вдохновенность, достоинство колорита. Голландию покоряет французское влияние, стирается временем та эпоха, когда именно эта страна была законодательницей живописного пейзажа. Здесь до половины XIX века живописцы подражали французскому класси цизму, и дальнейшее развитие пленэрного подхода в живописи не получи ло своё продвижение. Новый поворот к нему наметился лишь с появлени ем И. Израэльса, «голландского Милле». Соседняя с Фландрией и Голландией Англия долгое время не имела национальной школы живописи. И только в XVIII веке образовалась под линно английская школа, пришедшая на смену англо-фламандскому влия нию. Во второй половине XVIII века в Англии во время прогулок по парку зритель искал в живой природе впечатления, которые дарила ему живо пись старых мастеров. Для большего визуального ощущения использова лись даже тонированные стёкла, именуемые «стёклами Клода». Последние не только создавали «музейный» колорит, но и служили своего рода рам ками для живой «картины». «Рамами» для живых пейзажных картин слу жили и обычные оконные проёмы, которые при строительстве дома были специально ориентированы на определённую ландшафтную точку зрения. Уже в начале XIX века молодому А. Пушкину для изображения «идеаль ного» природного вида понадобился канонический набор пейзажных мо тивов, а также краски «Вернета иль Пуссина». В середине века в Англии появилась новая школа - прерафаэлиты, стремившаяся к полной независимости от живописи на континенте. В эту 1Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Советский художник, 1966. - С. 176. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz