Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Глава 2 ЭВОЛЮЦИЯ ПЕЙЗАЖНОГО ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ В ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ Для выявления времени зарождения пленэрной живописи нами была поставлена задача провести анализ пейзажного жанра в контексте эволю ции европейского изобразительного искусства, так как пленэр - это особое направление творческой деятельности, специфическое ответвление пей зажной живописи. Рождение и развитие пленэра неотделимо от становле ния этого жанра. В первой половине XVIII века начался процесс зарождения и развития русской пейзажной живописи в русле общеевропейской традиции. Для более реального понимания необходимо рассмотреть развитие его в различных художественных течениях западного искусства. Этот историко-художе ственный процесс достаточно широко изучен отечественными и зарубеж ными авторами, и поэтому нет необходимости останавливаться на нем под робно. Историческое повествование о пейзаже - не главная проблема нашего исследования. XVIII век почти не занимался пейзажем, который мог служить только фоном для галантных сцен, маскарадов, так называемых сельских празд неств или занимательных сцен из мифологии, изображенных на простенках. Прежде в интерьерных композициях присутствовали лишь небольшие пей зажные вставки на декорированных стенах в музеях и королевских вестибю лях. Художники того времени представляли себе природу в виде амфитеатра, умели помпезно закруглить крону дерева и педантично передать его лист ву. Но со временем чудесные виды приобрели соответствующий масштаб, превратившись как бы в огромную сцену, на которой разворачивается че ловеческая деятельность на фоне природы. В литературе и искусстве одно временно пробудилась искренняя любовь к сельским сюжетам. Голландские художники XVII века были первыми среди европейских живописцев, которые стали интересоваться пейзажем как самостоятельным жанром. Открытие голландцев в пейзажной живописи: небо часто занимает полови-ну, а иногда почти всю картину, подчёркивая пленэрность обыден ных мотивов. «Всякая голландская картина - вогнутая; я хочу сказать, что она образуется из кривых, описанных вокруг одной точки, обусловленной замыслом картины, и теней, расположенных вокруг главного светового пят на. Прочная основа, убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, - всё это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу»1. 1Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Советский художник, 1966. - С. 124. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz