Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

териалы из музеев и частных собраний городов Северо-Запада России: Мурманска, Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Новгорода и Пскова, т.е. той территории, чьи мастера кисти создавали и продолжают поддержи­ вать своим творчеством уникальное национальное богатство России, - Русский Север. Наибольший пробел в искусствоведческих исследованиях в области северного пленэра наблюдается в Мурманском регионе, несмотря на то что в этот район и прилегающие арктические места уже с XIX века соверша­ лись первые экспедиционные поездки с включением художников. Интересно отметить тот факт, что в 70-е годы на мурманском телеви­ дении была еженедельная передача «Северная палитра», где регулярно по­ казывали и все новости изобразительного искусства: выставки, творческие встречи, поездки художников по области, интервью с авторами и искусст­ воведами. А в местных газетах: «Полярная правда», «Мурманский вест­ ник», «Вечерний Мурманск», «Рыбный Мурман», «Арктическая звезда» и др. постоянно печатался обзорный материал о проходящих передвижных, областных, персональных художественных выставках, но эти публицисти­ ческие заметки не несли характер научных исследований. Биографический материал о мурманском отделении Союза художни­ ков России со дня его основания был подготовлен художником Н. Ковалё­ вым и опубликован в альманахе «Ассоциации творческих союзов Мурман­ ской области» № 4 в 1996 году с краткими характеристиками творчества художников. Впервые в 2006 году было издано пособие для школьников «Искусст­ во Кольского Севера», в котором автором статей об изобразительном ис­ кусстве В. Бубенцовым было прослежено и становление пленэрной живо­ писи в Мурманской области до настоящего времени. В этой работе впер­ вые был затронут вопрос о художественно-историческом развитии изобра­ зительного искусства в этом регионе. В пособии много иллюстративного материала, что помогает наглядно познакомить не только школьников, но и всех интересующихся с культурой и искусством Кольской земли. Наиболее полный материал становления местного Союза художников был представлен в изданном иллюстративном биографическом сборнике «Художники Мурмана», выпущенном в год 40-летия мурманского отделе­ ния Союза художников России в 2005 году. В сопроводительных текстах искусствоведов Е. Ивановой и Т. Рыжковой проанализировано становле­ ние творческого коллектива, основные этапы жизненного пути художни­ ков, большую часть своих работ посвятивших теме северного пленэра, но без его анализа зарождения и развития, что не входило в задачи данного издания. Все эти материалы освещают общую тенденцию развития пленэрной живописи в России, но многие из них не затрагивают конкретно северный пленэр. Такое исследование, безусловно, поможет связать воедино взаимо­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz