Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

художников и коллег из других мест. Эти произведения всегда заметны на региональных и российских выставках. В 70-80-е годы на Кольскую землю стали часто приезжать россий­ ские и всесоюзные творческие группы. Отчётные выставки их были инте­ ресны тем, что изображение северного пленэра передавалось художниками многонациональных традиций и школ. Мастера Латвии отличались от кол­ лег Грузии или Сибири, в свою очередь рядом можно было увидеть твор­ ческую интерпретацию живописцев Украины или Дальнего Востока. На­ глядность безграничного художественного видения была очевидна. Такие встречи помогли коллективу мурманских художников шире посмотреть и на свои творческие поиски. В то время многие желающие могли совершать творческие поездки на судах Мурманского пароходства, на атомоходах в Арктику. На российских и всесоюзных выставках «Голубые дороги Роди­ ны» можно было часто видеть произведения северного пленэра. Провинциальная жизнь настраивает своих обитателей на особое вос­ приятие мира, вырабатывает свой тип художника и определяет специфиче­ ские черты его поэтического мышления. К сожалению, такой интерес к этому пленэру в начале XXI века отхо­ дит в прошлое, но мы уверены, что такая пауза, которая вполне соответст­ вует переосмыслению нового, возникла ненадолго. Философ и педагог К.Д. Ушинский мудро подметил: «...русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ближе к нему»1. Один полярный исследователь написал: «Кто побывал в Арктике, тот становится подобен стрелке компаса - всегда поворачивается на Север». Уверены, что Север вновь увлечёт своей постоянно уникальной при­ родой и художникам снова захочется вернуться к вечной гармонии север­ ного пленэра. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1948. - С. 306. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz