Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
художников и коллег из других мест. Эти произведения всегда заметны на региональных и российских выставках. В 70-80-е годы на Кольскую землю стали часто приезжать россий ские и всесоюзные творческие группы. Отчётные выставки их были инте ресны тем, что изображение северного пленэра передавалось художниками многонациональных традиций и школ. Мастера Латвии отличались от кол лег Грузии или Сибири, в свою очередь рядом можно было увидеть твор ческую интерпретацию живописцев Украины или Дальнего Востока. На глядность безграничного художественного видения была очевидна. Такие встречи помогли коллективу мурманских художников шире посмотреть и на свои творческие поиски. В то время многие желающие могли совершать творческие поездки на судах Мурманского пароходства, на атомоходах в Арктику. На российских и всесоюзных выставках «Голубые дороги Роди ны» можно было часто видеть произведения северного пленэра. Провинциальная жизнь настраивает своих обитателей на особое вос приятие мира, вырабатывает свой тип художника и определяет специфиче ские черты его поэтического мышления. К сожалению, такой интерес к этому пленэру в начале XXI века отхо дит в прошлое, но мы уверены, что такая пауза, которая вполне соответст вует переосмыслению нового, возникла ненадолго. Философ и педагог К.Д. Ушинский мудро подметил: «...русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ближе к нему»1. Один полярный исследователь написал: «Кто побывал в Арктике, тот становится подобен стрелке компаса - всегда поворачивается на Север». Уверены, что Север вновь увлечёт своей постоянно уникальной при родой и художникам снова захочется вернуться к вечной гармонии север ного пленэра. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1948. - С. 306. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz