Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

истокам русской народной жизни, народной культуре. В этот период неко­ торые были увлечены северным модерном с лежащим в его основе своеоб­ разным романтизмом, подогретым дягилевской выставкой русских и фин­ ляндских художников (1898 год). Если первые художники-полярники в основном работали в научных экспедициях и вместе с научными исследователями осваивали новые для себя мотивы, то последующая плеяда художников продолжает эту тради­ цию, но уже в других социально-экономических условиях. Начинается бурное освоение Севера. «Фасад России» меняет свой об­ лик: прокладывается Северный морской путь, развиваются города Мур­ манск и Архангельск, городские посёлки по побережью этого пути. Уже не на утлых судёнышках, а на ледоколах и крупных судах, на борту полярной авиации художники проникают всё дальше и дальше в различные уголки Арктики. Пленэрная живопись расширяет свои границы: на холстах и ри­ сунках мы уже видим не только колоритный пейзаж, но и результат дея­ тельности человека в новых условиях, жанровые картины, портреты. Произведения одних из первых полярных художников Борисова и Пинегина естественно отличаются от работ наших современников Яковле­ ва и Богомольца. Если первые стремились предельно точно передать цветовые нюансы, приближаясь к натуре, и это отвечало духу того времени, то современные живописцы, отталкиваясь тоже от натурных впечатлений, создавали лично своё живописное видение, стремились к эффектным цветовым и компози­ ционным решениям. Так, например, Нисский стремился к лаконичному цветовому решению, предельно обобщая изображение, подчёркивая его архитектонику. Художник Богомолец писал большие вытянутые по компо­ зиции холсты, предельно усиливая красочную фактуру поверхности холста. Современность содержания в пейзажах северного пленэра вовсе не ограничивается непременным введением в сферу творчества новинок тех­ ники. Выражение в пейзаже строя мыслей и чувств современного человека - вот в чем подлинная глубокая современность творчества. Радость, вооду­ шевление, восторг, трагизм и лирическое раздумье художники умеют пе­ редать зрителю в образах природы. И эти настроения выражены так отчет­ ливо и сильно, что зритель чувствует себя полностью втянутым в орбиту пе­ реживаний художника. Современный северный пленэр сейчас невозможно представить без «живописного лика» заполярных городов. Мурманск наиболее колоритный из них. Его местоположение в начале Кольского залива при слиянии рек Колы и Туломы среди характерных сопок, его вытянутость вдоль залива вглубь и вверх по сопкам создаёт благодатную почву для творческой рабо­ ты. Особенно интересен город осенью, снежной зимой и в полярную ночь, когда огни высотных домов на сопках сливаются со звёздным небом. Го­ родские пленэрные мотивы всегда присутствуют в искусстве мурманских 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz