Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
Заключение Северное творчество в наше время, по сравнению с ранним периодом зарождения северного пленэра, имеет свою историю изобразительного ис кусства. Взгляд на природу Севера с поверхности ледового поля, с оленьих нарт или с борта поморской лодки, конечно же, отличается от зрительного ощущения, когда художник находится на борту океанского судна, атомо хода, вертолёта. Изображение полярного мотива художником, включён ным в состав географической экспедиции, отличается от самостоятельной творческой работы на северном пленэре. Пленэрная живопись с XVII века до нашего времени претерпела зна чительные изменения, вписываясь в ход развития изобразительного искус ства. Если условно считать северные области России провинцией, то она в меньшей степени пострадала от разрушительного действия тоталитаризма, людского невежества, она оказалась более консервативной и неторопливой в смене устоявшихся традиций, сохранении самобытной русской культу- Исследуя взаимоотношения русского искусства и иноземных влияний на него, известный искусствовед Н.Н. Врангель приходит к выводу, что в первой половине XVII века «иностранцы» воздействовали на него чисто внешне, не затрагивая национальных основ. «Русские художники только воспринимали уроки своих западных наставников и, перевоплотив их ху дожественную культуру и эстетическое миропонимание, давали уже “своё” искусство, проникнутое совсем особым самобытным одухотворением. По лучалось нечто новое: часто исковерканное и изменённое, часто ориги нально и интересно сказанное; в нём всегда и везде можно проследить от печаток национального начала», - писал Врангель в 1909 году1. Художники XVIII века, воспитанные на традициях старой академиче ской школы и итальянских мотивов, не могли сразу перестроиться на жи вое ощущение природы Севера. И только с XIX века появляется новая плеяда живописцев, сумевших по-новому взглянуть на окружающий мир, на многообразие этой уникальной северной природы. Надо отметить, что «конкретный» северный пленэр незначительно был подвержен влияниям новых течений. «Союзу русских художников» удалось то, чего не мог сделать «Мир искусства». Они стали во главе мос ковской художественной школы и тем оказали немалое влияние на разви тие молодых поколений, которые в свою очередь организовали особое вы ставочное общество «Бубнового валета». Причины увлечения Севером на рубеже двух столетий многообразны. Главное - желание приобщиться к 1 Врангель Н.Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. - 1909. - Октябрь. - С. 4. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz