Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.
осуществлён Ф.С. Мальцевой: «Пейзажная живопись второй половины XIX века», «Мастера русского реалистического пейзажа», «И.И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов» и ряд других работ. Следует отметить монографию О.Л. Лясковской «Пленэр в русской живописи XIX века» (1966), написанную в период увлечения советского зри теля импрессионизмом, в которой рассмотрена роль пленэра в формирова нии романтического пейзажа XIX века. Проводятся исторические паралле ли с изобразительным искусством прошлых эпох с привлечением историо графии по пленэрным вопросам: работы Л.Б. Альберти, Леонардо да Вин чи, Э. Делакруа, Ф.Ф. Петрушевского, Н.П. Крымова и других. Эта про- блематакже затронута в исследованиях С.В. Коровкевич и Н.А. Яковлевой. Исследуя русское искусство XIX века, Г.Г. Поспелов в 1997 даёт оп ределение основной линии в развитии русского романтического пейзажа как мотив «приюта». Во вступительной статье к изданию «Куинджи»1 анализируется его пленэрный подход в пейзажах. Известный искусствовед М.В. Алпатов в своём труде «Из истории рус ской науки об искусстве. Этюды по истории русского искусства» внёс ощу тимый вклад в изучение и анализ творчества отечественных пейзажистов. Н.Г. Машковцевым написана книга «История русского искусства» (1978). В настоящее время некоторые исследователи рассматривают вопросы живописи на пленэре в целом во многих учебных пособиях: М.Д. Базанова, Г.В. Беда, В.В. Визер, В.А. Леднев, Н.Я. Маслов, С.П. Ломов, А.А. Янков ский, А.П. Яшухин. Отдельные аспекты обучения живописи в условиях пле нэра исследовались и в некоторых диссертационных работах (Васильев А.А., 1983; Криводенченко С.В., 2000; Усачёва С.В., 2001; Воронина Е.В., 2004; Макарова М.Н., 2004; Худогонова Е.Ю., 2004; Сухорукова Н.А., 2004; Фи липпов В.А., 1974). Но в них поставлены задачи, не затрагивающие специ фику исследуемой нами темы северного пленэра. Наиболее обширную группу представляют научно-популярные изда ния по всеобщей истории искусства, отдельные главы которых посвящены специфике данного жанра. Содержанием этих глав являются анализ общих проблем пейзажа, история развития данного жанра, краткая характеристи ка творчества отдельных его представителей. Данные труды несут много полезной информации и активно нами ис пользовались при подготовке исследования. Учитывая то, что они имеют общетеоретический характер в изучении пленэрной живописи и в них в крат кой форме поверхностно и не детально рассматриваются явления, имеющие непосредственное отношение к тематике нашей работы - северному пле нэру, анализ его зарождения и развития позволит нам полнее представить уникальную роль в этом процессе пленэра Кольского края и Арктики. 1Манин B.C. Куинджи. - М., 1976.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz