Бубенцов, В. Н. Искусство Кольского Севера : учебно-наглядное пособие для 7-9 классов школ Мурманской области / В. Н.Бубенцов, В. У. Плюхин ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2006. - 110, [1] с. : ил., цв. ил.

С появлением русских поселенцев на Севере начинается рас­ пространение христианства среди лопарей. При Иване Грозном воздвигается самый северный монастырь России - Трифоно-Пе- ченгский. Будущий основатель монастыря - Митрофан, повинуясь повелению Божьему, оставил отеческий дом и отправился в полу­ нощную землю - на Кольский полуостров, к реке Печенге, принял монашеский постриг с именем Трифон в 1553 году. Он смог убе­ дить печенгских саамов принять христианство. К сожалению, после смерти Трифона монастырь был сожжен иноземными захватчиками вместе со 116 монахами. Русская земля помнит Трифона и его дела, поэтому основатель Печенгского монастыря был причислен к лику святых, а возрождение монастыря в наши дни подтверждает память о нем. Наряду с появлением Трифоно-Печенгского монастыря на ост­ рове при скрещении двух рек Колы и Туломы в начале 80-х годов XVI века построен монастырь во имя апостолов Петра и Павла. В архитектурный комплекс его входила церковь, колокольня, хо­ зяйственные и дворовые постройки. В 1590 году там поселились монахи из разоренного шведами Печенгского монастыря, и поэто- Трифоно-Печенгский монастырь (современный вид) му вскоре его стали на­ зывать Кольско-Печенг- ским. Просуществовал он до 1764 года. В том же XVI веке появился Канда­ лакшский монастырь, а самый старинный и широ­ ко известный - Соловец­ кий, на островах Белого моря, существующий до настоящего времени, - в первой половине XV века. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz