Бубенцов, В. Н. Искусство Кольского Севера : учебно-наглядное пособие для 7-9 классов школ Мурманской области / В. Н.Бубенцов, В. У. Плюхин ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2006. - 110, [1] с. : ил., цв. ил.

Все элементы резьбы на лопаске имеют прямое практическое назначение. Они призва­ ны способствовать закреплению кудели, из ко­ торой сучили нить. И в кочевой жизни саамов оказалась неприемлемой «мягкая» неглубокая резьба на прялке, которая характерна для из­ делий поморов. Была необходима более «же­ сткая» контурная резьба, чтобы кудель крепче держалась на лопаске. Однако, решая эту практическую задачу, мастер думал о цельнос­ ти всей композиции (см. рисунок). Разбив верхнюю часть лопаски на своеобразные зоны, заполненные резьбой, он придал нижней ее части очертания ствола с лапами ели, что по­ могло облегчить композицию всего изделия, несколько стушевать обилие мелких деталей рабочей части лопаски. Ритмические повторы мелких и крупных деталей резьбы и форм только усиливают впечатление цельности замысла. Изобилие элементов декора, насы­ щенность ими композиции выдают желание автора-резчика сделать прялку нарядной, пра­ здничной, что вообще характерно для народ­ ного искусства. И еще один пример совершенства формы саамской прялки. Вот, казалось бы, незамыс­ ловатый контур рисунка лопаски в виде сти­ лизованного хвойного дерева. Можно назвать ее «древом жизни» (см. рисунок). Однако ка­ жущаяся простота рисунка на деле может оказаться предельно сложной, если попытать- /Іопаска Саамская резная прялка 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz