Бубенцов, В. Н. Искусство Кольского Севера : учебно-наглядное пособие для 7-9 классов школ Мурманской области / В. Н.Бубенцов, В. У. Плюхин ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2006. - 110, [1] с. : ил., цв. ил.
Все элементы резьбы на лопаске имеют прямое практическое назначение. Они призва ны способствовать закреплению кудели, из ко торой сучили нить. И в кочевой жизни саамов оказалась неприемлемой «мягкая» неглубокая резьба на прялке, которая характерна для из делий поморов. Была необходима более «же сткая» контурная резьба, чтобы кудель крепче держалась на лопаске. Однако, решая эту практическую задачу, мастер думал о цельнос ти всей композиции (см. рисунок). Разбив верхнюю часть лопаски на своеобразные зоны, заполненные резьбой, он придал нижней ее части очертания ствола с лапами ели, что по могло облегчить композицию всего изделия, несколько стушевать обилие мелких деталей рабочей части лопаски. Ритмические повторы мелких и крупных деталей резьбы и форм только усиливают впечатление цельности замысла. Изобилие элементов декора, насы щенность ими композиции выдают желание автора-резчика сделать прялку нарядной, пра здничной, что вообще характерно для народ ного искусства. И еще один пример совершенства формы саамской прялки. Вот, казалось бы, незамыс ловатый контур рисунка лопаски в виде сти лизованного хвойного дерева. Можно назвать ее «древом жизни» (см. рисунок). Однако ка жущаяся простота рисунка на деле может оказаться предельно сложной, если попытать- /Іопаска Саамская резная прялка 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz