Бубенцов, В. Н. Искусство Кольского Севера : учебно-наглядное пособие для 7-9 классов школ Мурманской области / В. Н.Бубенцов, В. У. Плюхин ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2006. - 110, [1] с. : ил., цв. ил.

ред иконой в «красном углу» придавал бесхитростным изображени­ ям легкое движение, оживляя лики святых. На Севере особенное распространение получили изображения святых и раскрытие их деяний в небольших картинках, на полях иконы. Они назывались «клейма». Для неграмотных верующих это была художественная зримая летопись, причем с очень знакомыми для них сюжетами. Например, на иконе из Никольской церкви села Ковды XVI века в клеймах изображены картинки «Спасение кораб­ ля», «Спасение Димитрия со дна моря». В Воскресенском соборе в Коле в XVIII веке было в каждом из пяти ярусов по 25 икон иконо­ стаса и много их было закреплено на его внутренних и даже внешних бревенчатых стенах. В иконостасе Успенской церкви в се­ ле Варзуга стояло 84 иконы. К концу XIX - началу XX века патриархальный образ жизни уходит в прошлое. Наши предки славяне вели торговлю, общались со странами Скандинавии, Северной Ев­ ропы. Во времена правления Петра I началось интенсивное общение с За­ падом, а значит, и с его светским ис­ кусством, которое и стало плодотвор­ но развиваться. На Кольском полуострове период перехода от древнерусского религиоз­ ного к светскому изобразительному искусству почти не прослеживается, так как местных художников не было, а от центров культурной жизни наши места были удалены. Только отдельные Фрагмент иконы-«клейма» художники-профессионалы наведыва- «Зосима и Герман плывут лись сюда. Так, известные мастера ки- к Соловецкому острову» сти К. Коровин и В. Серов поработа­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz