Бубенцов, В. Н. Искусство Кольского Севера : учебно-наглядное пособие для 7-9 классов школ Мурманской области / В. Н.Бубенцов, В. У. Плюхин ; Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2006. - 110, [1] с. : ил., цв. ил.

ния, неуловимые мгновения в жизни человека и природы. Ей до­ ступны высокий полет фантазии и воплощение глубоких философ­ ских идей. Живописные произведения выполняются художествен­ ными красками: масляными, темперными, акриловыми и гуашевы- ми на специально загрунтованном холсте. Иконопись Начиная разговор о живописи, мы не можем не затронуть та­ кой феномен народного искусства, как русскую икону. Конечно, многие из вас слышали об этом виде древнерусской живописи, посвященной религиозным сюжетам и темам, видели иконы в му­ зеях, на иллюстрациях и обращали внимание на неожиданно яр­ кие, декоративные краски икон. Особенно сильно русская икона развила свои национальные черты в северных областях, не затронутых татарским игом, в сво­ бодных городах Новгороде и Пскове. «Золотым веком» иконы бы­ ли ХІѴ-ХѴ века. Главные ее черты - символичность, двухмерность пространства, цветовая декоративность. Основные школы иконопи­ си: новгородская, псковская и московская. Икона как предмет ре­ лигиозного культа составляет непременную принадлежность каждо­ го храма, а раньше была обязательным элементом убранства каждого жилого дома. На Кольской земле иконописная живопись приобретала свои особенные черты. В северных храмах пришлось отказаться от фресок, так широко используемых в храмах Северо- Запада России. Это связано с тем, что основа стен северного храма была деревянной, а не каменной, как в других территориях, а это не способствовало сохранности красок. Большие образа для крупных храмов и церквей Кольского Се­ вера заказывались в монастырских иконописных мастерских. На­ пример, для Успенской церкви в селе Варзуга их изготовляли 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz