Бубенцов, В. Н. Храмы Кольской земли // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 40-45.
Накануне революции 1917 года на Мурманском берегу от Норвеж ской границы до мыса Святого Носа действовало 23 церкви и 17 часовен. К концу 19 века на Кольском полуострове не осталось постоянных селений без молитвенных зданий. По народному изречению «селение без храма - сирота». После революции это положение в корне изменилось. С 1924 года все храмы прекратили своё существование. К сожалению, было насильст венно прервано историческое развитие национальной русской храмовой архитектуры. С этого года город Мурманск стал единственным в стране губернским центром без церкви и сохранялось это положение до 1946 года. 4 февраля 1935 года Президиум Ленинградского областного испол нительного комитета принял решение о прекращении с 7 февраля этого го да колокольного звона в городах и сельских местностях области, в том числе и в Мурманском округе. К русским колоколам всегда было особое отношение. Не зря в наро де говорили «малиновый звон». Каждый колокол имел свой «голос». Со бирал людей в праздники и сплачивал, созывая, в беде, в «трудные годи ны». Бывало, что колокола призывали народ к мятежу, бунту. За такие призывы власти колокола наказывали плетьми, рвали «язык» и «ухо», ссы лали в Сибирь. Запретив колокольный звон, большевики вместе с борьбой с религией уничтожали уникальное явление русской национальной куль туры - музыку колокольного звона. «Звон несётся по лесам, по рекам, - манит, навевает печаль, всколы хивает душу непонятной скорбной музыкой и нежной тревогой», - писал тогда известный учёный И.Е. Евдокимов. Зодчество малых форм Часто крестьяне и лопари в малых селениях, погостах обходились без священников - «церковь им заменяла местная часовня, где миряне са ми отправляли для себя богослужение». Архитектура часовни простая - небольшой бревенчатый домик, над ним главка с крестом. Внутри иконка и лампада. Часто образа украшались лентами, платками, полотенцами, бу сами, яйцами птиц и т.п. Всё это знаки жертвований перед промыслом и после него (остатки языческих верований). Размеры часовни соответство вали небольшому количеству её посетителей (10-20 человек.) Упомянем здесь и об интересных разновидностях надмогильных па мятников - столбцы или кресты со своеобразной пластикой, защищённые сверху двускатной узкой кровелькой или просто широкой доской. На са мом кресте разнообразные резные рельефы, какие мы встречаем на избах, на столбцах крылец, только попроще, иногда с врезанными медными иконками. В их простых формах много изящной скромности и мудрой доброты. А среди песчаных дюн, у самого Белого моря стоят огромные увеси стые кресты, как воины с «косой саженью» в плечах, высотою в 4-5 мет 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz