Бубенцов, В. Н. Храмы Кольской земли // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 40-45.

Накануне революции 1917 года на Мурманском берегу от Норвеж­ ской границы до мыса Святого Носа действовало 23 церкви и 17 часовен. К концу 19 века на Кольском полуострове не осталось постоянных селений без молитвенных зданий. По народному изречению «селение без храма - сирота». После революции это положение в корне изменилось. С 1924 года все храмы прекратили своё существование. К сожалению, было насильст­ венно прервано историческое развитие национальной русской храмовой архитектуры. С этого года город Мурманск стал единственным в стране губернским центром без церкви и сохранялось это положение до 1946 года. 4 февраля 1935 года Президиум Ленинградского областного испол­ нительного комитета принял решение о прекращении с 7 февраля этого го­ да колокольного звона в городах и сельских местностях области, в том числе и в Мурманском округе. К русским колоколам всегда было особое отношение. Не зря в наро­ де говорили «малиновый звон». Каждый колокол имел свой «голос». Со­ бирал людей в праздники и сплачивал, созывая, в беде, в «трудные годи­ ны». Бывало, что колокола призывали народ к мятежу, бунту. За такие призывы власти колокола наказывали плетьми, рвали «язык» и «ухо», ссы­ лали в Сибирь. Запретив колокольный звон, большевики вместе с борьбой с религией уничтожали уникальное явление русской национальной куль­ туры - музыку колокольного звона. «Звон несётся по лесам, по рекам, - манит, навевает печаль, всколы­ хивает душу непонятной скорбной музыкой и нежной тревогой», - писал тогда известный учёный И.Е. Евдокимов. Зодчество малых форм Часто крестьяне и лопари в малых селениях, погостах обходились без священников - «церковь им заменяла местная часовня, где миряне са­ ми отправляли для себя богослужение». Архитектура часовни простая - небольшой бревенчатый домик, над ним главка с крестом. Внутри иконка и лампада. Часто образа украшались лентами, платками, полотенцами, бу­ сами, яйцами птиц и т.п. Всё это знаки жертвований перед промыслом и после него (остатки языческих верований). Размеры часовни соответство­ вали небольшому количеству её посетителей (10-20 человек.) Упомянем здесь и об интересных разновидностях надмогильных па­ мятников - столбцы или кресты со своеобразной пластикой, защищённые сверху двускатной узкой кровелькой или просто широкой доской. На са­ мом кресте разнообразные резные рельефы, какие мы встречаем на избах, на столбцах крылец, только попроще, иногда с врезанными медными иконками. В их простых формах много изящной скромности и мудрой доброты. А среди песчаных дюн, у самого Белого моря стоят огромные увеси­ стые кресты, как воины с «косой саженью» в плечах, высотою в 4-5 мет­ 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz