Бубенцов, В. Н. Сравнительный анализ деревянного зодчества Кольского Севера и Норвегии // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Ч. 2. - С. 44-48.
В.Н. Бубенцов СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА И НОРВЕГИИ Храмовое зодчество - это типично русское искусство, родившееся и господствовавшее на Европейском Севере в течение несколько веков. Храм - это сочетание религиозного, церковного с общественным. Это, прежде всего место, которое объединяло население, место праздничных, христианских встреч, обрядов и мирских сходов. Это памятники былого и, прежде всего органическая составная часть всего древнерусского нацио нального искусства. И даже в 18 веке, в эпоху Петра 1 на фоне распростра нения каменной европейской архитектуры, на Севере появляются всё но вые замечательные деревянные традиционные храмы - шедевры большого и глубоко самобытного искусства. «Страною зодчих» называл Россию Игорь Грабарь. Русский Север - это грандиозная, единственная в своём роде резер вация народного деревянного зодчества. Поморами называют русских, заселивших с 10 века юго-восточное и юго-западное побережья Белого моря, а также жителей, проживающих на берегах Белого моря. Обширный лесной край, раскинувшийся по берегам Онежского озера и по низовьям рек Онеги, Северной Двины, Мезени и Су хоны новгородские славяне называли Заволочье. В научных работах большую часть Европейской России, располо женной к северу от 60-й параллели, иногда также считали Поморьем и тра диционно именуют Русским Севером. При освоении Севера славянские переселенцы столкнулись с проблемами этнокультурных отношений с финно-угорскими народами. Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов художест венного творчества: древне-русский интерьер, иконы, фрески и мозаики, а вместе с церковным хором и колокольным звоном создавалось удивитель ное духовное единство. На Севере складываются другие традиции и на протяжении не скольких веков были выработаны совершенные формы деревянного зодче ства, непрерывно влияющие на всю совокупность русского искусства. Следуя за историческими этапами развития русского народа, видно, что он развивается эмоциональным путём с уклоном в сказочно мифическое миросозерцание; с точки зрения этого развития мы и должны оценивать его художественные продукции. Образцы древне-русского ис кусства как нельзя лучше подтверждают данное положение. Бесценность памятников храмового зодчества Севера проверена сто летиями. Как тут не вспомнить крылатые слова Эжена Виоле ле Дюка 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz