Бубенцов, В. Н. Сравнительный анализ деревянного зодчества Кольского Севера и Норвегии // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Ч. 2. - С. 44-48.

С конца XI века появились крещатые в плане церкви, перекрытые шатром. Для этого на среднюю квадратную часть церкви становился вось­ мерик. Такую уникальную форму, поражающую нас своей неповторимой красотой и выверенными пропорциями, имела шатровая Успенская цер­ ковь в селе Варзуге, в 1674 году построенная Климентом Федоровым, ме­ стным крестьянином. Здесь на центральный квадрат крещатого сруба по­ ставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочка­ ми. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокош­ ники. Они будто вырастают друг из друга, постепенно уменьшаясь. От них, продолжая движение, уходят ввысь 8 граней шатра, отсюда и назва­ ние «шатровая». Весь окружающий пейзаж: плавноизгибающаяся река Варзуга, ее крутые извилистые берега и живописный задний фон с синеющими вдали на горизонте хвойными лесами создает празднично - сказочное настрое­ ние. Высота ее 34 метра, а ширина 14,5 метров, но кажется она еще выше. Мера и красота'деталей: изящные резные столбики крылец, узорные конь­ ки на крыше, воротнички шатра еще больше подчеркивали контраст с чет­ кими строчками бревен. Уходят ввысь восемь граней шатра, ритмично де­ лённые горизонталями гонтовых «юбок». В 1705 году в селе Ковде, прикрытой от ветров с Белого моря камен­ ными лбами, была срублена Никольская Церковь. В двускатную крышу, чуть круче, чем у жилого дома, вставлен сруб « восьмерик ». Венчает его непременный элемент православной церкви - луковица с крестом. Коло­ кольня находится чуть в стороне, ее « восьмерик » завершается невысоким шатром на столбах, что делает верх более воздушным. Возвращаясь с морской путины и заходя в реку Ковду, поморы с об­ легчением кланялись у бортов своих шняк показавшейся из-за крутой соп­ ки такой родной светлой главке Никольской церкви. Она и провожала их в студёные моря и встречала первой у родного очага. Для лучшего понимания традиций русского деревянного зодчества обратимся для сравнения к образному и технологическому решению дере­ вянных церквей нашими западными скандинавскими соседями - норвеж­ цами. Их своеобразность также объясняется отдаленностью от культурных центров, всегда сглаживающих и нивелирующих самобытные черты. По самой конструкции они, несомненно, роднее церквам Северной Руси, а не романским каменным. Объединяет-их с Русью общий прием горизонтально положенных бревен. Эти норвежские церкви многие считают явлением чисто сканди­ навскими, но учёные пришли к интересному открытию. Оказывается, та­ кой тип церквей впервые появился в англо-саксонской Британии и первые священники прибыли в Норвегию из Нормандии и Ирландии. Как' и в тех­ нологии 20 века, новшества часто развивались не теми, кто их придумал, а 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz