Бубенцов, В. Н. Сравнительный анализ деревянного зодчества Кольского Севера и Норвегии // Чарнолуские чтения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2009. - Ч. 2. - С. 44-48.
С конца XI века появились крещатые в плане церкви, перекрытые шатром. Для этого на среднюю квадратную часть церкви становился вось мерик. Такую уникальную форму, поражающую нас своей неповторимой красотой и выверенными пропорциями, имела шатровая Успенская цер ковь в селе Варзуге, в 1674 году построенная Климентом Федоровым, ме стным крестьянином. Здесь на центральный квадрат крещатого сруба по ставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочка ми. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокош ники. Они будто вырастают друг из друга, постепенно уменьшаясь. От них, продолжая движение, уходят ввысь 8 граней шатра, отсюда и назва ние «шатровая». Весь окружающий пейзаж: плавноизгибающаяся река Варзуга, ее крутые извилистые берега и живописный задний фон с синеющими вдали на горизонте хвойными лесами создает празднично - сказочное настрое ние. Высота ее 34 метра, а ширина 14,5 метров, но кажется она еще выше. Мера и красота'деталей: изящные резные столбики крылец, узорные конь ки на крыше, воротнички шатра еще больше подчеркивали контраст с чет кими строчками бревен. Уходят ввысь восемь граней шатра, ритмично де лённые горизонталями гонтовых «юбок». В 1705 году в селе Ковде, прикрытой от ветров с Белого моря камен ными лбами, была срублена Никольская Церковь. В двускатную крышу, чуть круче, чем у жилого дома, вставлен сруб « восьмерик ». Венчает его непременный элемент православной церкви - луковица с крестом. Коло кольня находится чуть в стороне, ее « восьмерик » завершается невысоким шатром на столбах, что делает верх более воздушным. Возвращаясь с морской путины и заходя в реку Ковду, поморы с об легчением кланялись у бортов своих шняк показавшейся из-за крутой соп ки такой родной светлой главке Никольской церкви. Она и провожала их в студёные моря и встречала первой у родного очага. Для лучшего понимания традиций русского деревянного зодчества обратимся для сравнения к образному и технологическому решению дере вянных церквей нашими западными скандинавскими соседями - норвеж цами. Их своеобразность также объясняется отдаленностью от культурных центров, всегда сглаживающих и нивелирующих самобытные черты. По самой конструкции они, несомненно, роднее церквам Северной Руси, а не романским каменным. Объединяет-их с Русью общий прием горизонтально положенных бревен. Эти норвежские церкви многие считают явлением чисто сканди навскими, но учёные пришли к интересному открытию. Оказывается, та кой тип церквей впервые появился в англо-саксонской Британии и первые священники прибыли в Норвегию из Нормандии и Ирландии. Как' и в тех нологии 20 века, новшества часто развивались не теми, кто их придумал, а 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz