BubencovVN_Charnoluskie-chteniya_tom1_2009_s39-43

часовен. К концу 19 века на Кольском полуострове не осталось постоянных селений без молитвенных зданий. По народному изречению «селение без храма - сирота». После революции это положение в корне изменилось. С 1924 года все храмы прекратили своё существование. К сожалению, было насильственно прервано историческое развитие национальной русской храмовой архитектуры: С этого года город Мурманск стал единственным в стране губернским центром без церкви и сохранялось это положение до 1946 года. Часто крестьяне и лопари в малых селениях, погостах обходились без священников - «церковь им заменяла местная часовня, где миряне сами отправляли для себя богослужение». Архитектура часовни простая - небольшой бревенчатый домик, над ним главка с крестом. Внутри иконка и лампада. Часто образа украшались лентами, платками, полотенцами, бусами, яйцами птиц и т.п. Всё это знаки жертвований перед промыслом и после него (остатки языческих верований). Размеры часовни соответствовали небольшому количеству её посетителей (10-20 человек.) В 14-16 веках появилось множество деревянных построек, продливших традиции и опыт зодчества предшествующих веков. На Русском Севере за полтора столетия возникло около 150 новых монастырей и церквей. Духовность и талант народа Севера способствовала созданию этих материальных форм уникального деревянного зодчества. К сожалению, большинство этих памятников из дерева не выдержали испытание временем - горели, разрушились сами или были уничтожены во времена атеистических компаний. Обобщая сказанное, можно привести слова русского художника и реставратора ИХрабаря. «Страною зодчих» называл он Россию. «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа...» 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz