Бубенцов, В. Н. Особенности пленэрной живописи на Европейском Севере в XIX - начале ХХ века // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. обл. краевед. музей, Науч.-образоват. культурол. о-во. – Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 66-70.

мест. В музее-архиве г. Апатиты экспонируется альбом, в котором более 100 листов с карандашными рисунками и цветовыми этюдами, сделанны­ ми в 1920-1930-е гг. Энциклопедичность, культурная и психологическая точность работ Чарнолуского - хороший материал для изучения истории культуры региона. Следует отметить и его уникальные иллюстрации к са­ амским сказкам. Во-первых, они выполнены человеком-учёным, знающим особенности уклада жизни саамов; во-вторых, в них высокий профессио­ нальный уровень изображенных сюжетов в точно переданной пленэрной атмосфере Заполярья; в-третьих, в иллюстрациях высокая степень поэти­ зации и эмоциональности конкретных сказочных мотивов. Авторские комментарии к этим работам просты и ясны, как и характер этого народа. Русские художники конца XIX- начала XX вв. А.А Борисов, С.Г. Писахов, Тыко Вылко и другие проложили творческую дорогу для даль­ нейшего развития пленэрной живописи в условиях Крайнего Севера. На смену им пришли мастера, продолжившие традиции и обогатившие худо­ жественную летопись Севера своими художественными произведениями. В современной экспедиционной жизни уже нет штатных художни­ ков, но таланты не перевелись и среди сотрудников-учёных. И пусть эти художники самодеятельные, но острая регулярная творческая наблюда­ тельность находит выход в их достаточно грамотных искренних работах. Провинциальная жизнь настраивает на особое восприятие мира, вы­ рабатывает свой тип художника, определяет специфические черты его по­ этического мышления и через осмысление ими искусства прошлого воз­ можно дальнейшее развитие традиций русской пленэрной живописи. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz