Бубенцов, В. Н. Особенности пленэрной живописи на Европейском Севере в XIX - начале ХХ века // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. обл. краевед. музей, Науч.-образоват. культурол. о-во. – Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 66-70.

получали образование во Франции и Германии и путешествовали по стра­ нам Европы, поэтому к концу XIX века новые веяния в изобразительном искусстве можно наблюдать в работах Э. Вереншёля и Э. Мунка. В их творчестве пленэрность мотивов отступает на второй план и заменяется живописной экспрессивностью. Сказочно-мифологические образы были характерны и для изобрази­ тельного искусства Финляндии. Финские пейзажисты тонко использовали цветовые валёры в образном изображении леса в сказках, мифах, пленэр­ ных лирических пейзажах. Эти сюжеты на фоне северного пленэра часто присутствовали в картинах известных финских художников. Первым крупным пейзажистом был В. Холмберг, ставший членом Петербургской Академии художеств. Пленэрные мотивы есть в творчестве П. Халонена, А. Эдельфельта, Э. Ярнефельта, Гален-Каллела, отдавшего дань модерну. Истинно финская живопись, основанная на элементах эпоса, картины чу­ десных северных пейзажей проявляются в творчестве самобытной худож­ ницы X. Шёрфбек. В изобразительном искусстве Швеции творческая самобытность проявилась во второй половине века в работах крупнейшего мастера - А. Цорна. Он стал автором удивительных по передаче пленэрных работ с фи­ гурами обнажённых купальщиц на берегу. Широкая манера его письма имела кратковременное влияние на некоторых русских художников. Вначале XIX века в Европу пришёл стиль Северного модерна, полу­ чивший название «национального романтизма». Его появлению в России способствовали усилившиеся в этот период культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией, странами, где национальный романтизм - главное течение в искусстве, одновременно с возросшим интересом к рус­ скому народному искусству, фольклору, деревянному и каменному зодче­ ству Русского Севера. В октябре 1897 г. С.П. Дягилев организует в музее технического рисования барона A.J1. Штиглица выставку скандинавских художников, а в январе 1898 г.в России, на прошедшей по его же инициа­ тиве русско-финляндской выставке, зрители впервые смогли познакомить­ ся с пейзажным творчеством северных соседей. Ещё более бурное развитие северного пленэра происходит со второй половины XIX в. и начала XX в. Посещение Севера России становится регулярным, и мы наблюдаем активный приток в эти края художников, ко­ торые своими произведениями создали творческий фон, продолжили тра­ диции русской пленэрной живописи, заложив её фундамент. В пленэрной живописи оставил свой заметный след В.В. Чарнолу- ский и как исследователь-этнограф быта лопарей (саамов) - коренного на­ селения Мурмана, и как художник. Он занимался живописью в Централь­ ном училище технического рисования барона A.JI . Штиглица. С конца 20-х г. в составе Лопарской экспедиции он посещает отдалённые уголки Коль­ ского полуострова, делая массу зарисовок из жизни лопарей и уникальных 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz