Бубенцов, В. Н. Особенности пленэрной живописи на Европейском Севере в XIX - начале ХХ века // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. обл. краевед. музей, Науч.-образоват. культурол. о-во. – Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 66-70.
С 1834 г. он каждое лето ездил на Север. Художник А.А. Рылов пи сал в своих «Воспоминаниях»: «Пока часть нашей мастерской писали этю ды в Крыму, северянин А.А. Борисов работал за Полярным кругом на Но вой Земле. Он первый из художников побывал в этих местах и привёз мно го интересных этюдов сурового края..., а также целую сёмгу, которую мы с аппетитом уничтожали за чаем» . Н. Рерих в своем дневнике метко называет А.А. Борисова «поэтом Севера, баяном льдов и полуночного солнца». В своей книге «У самоедов» А.А. Борисов писал: «В голове роились мысли о местах, где когда-то бы вали малоизвестные подвижники русского дела ... и брала досада, что ря дом с этими священными, для всякого русского именами, приходиться встречаться на искони русском побережье с именами разных иноземных путешественников, по большей части лишь одушевлённых корыстными чувствами»2. Во время посещений Новой Земли А.А. Борисов обратил внимание на одного подростка ненца Тыко Вылко, постоянно наблюдавшего за его творческой работой. Тыко Вылко также можно смело причислить к перво открывателям Крайнего Севера в искусстве. Вылко рисовал не сковывая себя никакими канонами. Он остро чувствовал свой замкнутый мир, изо бражая его сначала всего лишь цветными карандашами! Много и живо писных работ было написано Вылко во время экспедиций по Арктике. Начало XX века - время освоения Севера искусством и обществом. На Всемирной Парижской выставке 1900 г. был открыт отдел Крайнего Севера и его экспозиция поразила воображение Европы. Пленэрная живопись получает своё развитие, проникая в страны се верной Европы. Суровый северный пейзаж соответствовал холодной нор дической природе. Мифологию, сказочность можно видеть в картинах норвежских художников А. Гаппелена «Водопад в Теммарке» (1852 г.), А. Ахенбаха «Северный заснеженный бор с руническим камнем» (1835 г.). Пленэрная живопись Норвегии родилась в XIX веке, поражая то резкостью очертаний и натурализмом своих произведений, то задушевностью сурово го северного пейзажа. Наиболее известным художником в первой полови не XIX века был Ю. К. Даль, считающийся основателем норвежской шко лы пленэрного пейзажа. В истории норвежской культуры 1840-50 гг. традиционно именуются эпохой «национального прорыва», для которой было характерно повы шенное внимание к народной культуре, к мифам и преданиям, к природе Норвегии. Большое развитие получает пленэрная живопись в творчестве мастеров X. Даля, Ф. Таулова, А. Норманна. Многие из этих художников 1 Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977. С. 74. 2 Борисов А. А. Указ. соч. С. 44. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz