Бубенцов, В. Н. Особенности пленэрной живописи на Европейском Севере в XIX - начале ХХ века // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. обл. краевед. музей, Науч.-образоват. культурол. о-во. – Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 66-70.

В. Н. Бубенцов ОСОБЕННОСТИ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Загадочность заполярных мест, их световая и цветовая необычность, манила многих живописцев-романтиков в эти уникальные земли с неправ­ доподобным и фантастичным ландшафтом, где привычные натуральные цвета превращаются в нереальные, театрально оформленные природой. Одним из первооткрывателей северного пленэра был Н.В. Пинегин, профессиональный путешественник, исследователь, художник, писатель, отдавший свою жизнь Северу. Главной мечтой Н.В. Пинегина была Арк­ тика. В 1905 г. он отправляется в район Северной Двины и на Кольский полуостров. «Купить побольше красок, пороху, дроби и пуль - и ехать в сторону чудес - волшебный Север», - писал Н.В. Пинегин'. Живописец Е.И. Столица в 1899 г. по приглашению адмирала Мака­ рова участвовал в первом плавании ледокола «Ермак» и создал серию за­ мечательных картин, посвященных природе Арктики. Одна из этих картин — «Ледокол Ермак в полярных льдах» была экспонирована на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. С.Г. Писахов, посвятивший своё творчество северу, был уроженцем Архангельского края. С.Г. Писахов - знаток северного искусства, народ­ ных легенд и преданий, автор удивительных сказок. Основная тема живо­ писных работ С.Г. Писахова - лирические, с тонкими деревцами на при­ брежных скалах, беломорские пейзажи. Некоторые итальянские критики называли колорит его работ «нежнейшим сиянием разреза слитка сереб­ ра». Паломничество в Архангельск, на Северную Двину и Белое море, в Арктику стало распространённым явлением в среде молодых представите­ лей московской и петербургской живописных школ с середины 90-х годов. Внимание к северному пленэру не ослабевало и подогревалось интересом зрителей к этой новой необычной теме. Интерес к северным областям страны охватил самые разные слои русского общества на рубеже XIX и XX столетий. Богатая природа Севера не могла не заинтересовать крупных промышленников, которые выделяли значительные средства на организа­ цию экспедиций для освоения края. В то же время идея национального возрождения, которой была проникнута вся русская культура этой эпохи, побуждала художников искать островки сохранившейся народной культу- 1 Визе В. Ю. Николай Васильевич Пинегин // Литературный современник. 1940. № 12. С.1. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz