Бубенцов, В. Н. Особенности пленэрной живописи на Европейском Севере в XIX - начале ХХ века // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. обл. краевед. музей, Науч.-образоват. культурол. о-во. – Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 66-70.
ры. Живописцы, совершившие путешествия на север страны, раскрыли для себя новые возможности цветовой палитры и света. Наиболее важным событием стала поездка К. Коровина и В. Серова к берегам Белого и Баренцева морей, состоявшаяся летом 1894 года. Путе шествие продолжилось через Новую Землю, Кольский полуостров, мыс Норд-Кап и Норвегию. Привезённые художниками материалы, явились вкладом в искусство северного пейзажа, особенно важным для начального этапа его развития. К. Коровин и впоследствии много работал над темами Севера. В его скромных по мотивам этюдах холодный серебристый коло рит красив, строг и гармоничен, несмотря на кажущуюся монохромность. В 1896 г. К. Коровин использовал северные эскизы для создания колорит ного монументального цикла из десяти декоративных панно, послуживших для оформления павильона «Крайний Север» на Всероссийской торгово- промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. После путешествия К. Коровина и В. Серова многие молодые ху дожники обратились к теме Русского Севера. На рубеже ХІХ-ХХ столетий в этих краях побывали Н. Рерих, И. Билибин, Б. Григорьев, А. Бенуа, А. Архипов, В. Переплетчиков, М. Врубель и многие другие. Даже пейзажи сты другой сюжетной направленности передали суровый север, например, И.Шишкин «На Севере диком», И. Айвазовский «Ледяные горы». Вспомни^ других художников, которые побывали на Кольской зем- Впервые геологические исследования Кольского залива проводились учёным П.В. Витенбургом в 1918 г. и продолжились в 1920 году. В состав экспедиции был включён художник А.Н. Бенуа. В свои 68 лет академик живописи с удовольствием собрался в столь необычное путешествие. Экс педиция завершилась 8 октября 1920 г. персональной выставкой работ в мурманском «Доме моряков». А.Н. Бенуа - один из первых художников, который неоднократно изображал неуловимые сполохи северного сияния. Безусловно, одним из первооткрывателей северной красоты был ху дожник А.А. Борисов. Поразительной его чертой является верность теме. Ничего, кроме северных мотивов, он никогда не писал, не искал никакой другой темы - только Русский Север! А.А. Борисов по праву считается пионером и певцом живописного освоения Арктики. Известный исследо ватель Арктики В.А.Васнецов пишет в своей книге «Под звёздным флагом Персея»: «... В Арктике Борисов был не быстролётным туристом, он был в нём своим. Художник не только видел Север, он чувствовал его всем сво им существом. И нет лучше художника, который бы с таким знанием и чувством умел передать в своих произведениях красоту полярных пейза жей, их величие, их настроение»7. 1 Борисов А. А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. СПб., 1907. С. 34. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz