Бубенцов, В. Н. Особенности пленэрной живописи на Европейском Севере в XIX - начале ХХ века // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Мурм. обл. краевед. музей, Науч.-образоват. культурол. о-во. – Мурманск, 2011. - Ч. 1. - С. 66-70.

ры. Живописцы, совершившие путешествия на север страны, раскрыли для себя новые возможности цветовой палитры и света. Наиболее важным событием стала поездка К. Коровина и В. Серова к берегам Белого и Баренцева морей, состоявшаяся летом 1894 года. Путе­ шествие продолжилось через Новую Землю, Кольский полуостров, мыс Норд-Кап и Норвегию. Привезённые художниками материалы, явились вкладом в искусство северного пейзажа, особенно важным для начального этапа его развития. К. Коровин и впоследствии много работал над темами Севера. В его скромных по мотивам этюдах холодный серебристый коло­ рит красив, строг и гармоничен, несмотря на кажущуюся монохромность. В 1896 г. К. Коровин использовал северные эскизы для создания колорит­ ного монументального цикла из десяти декоративных панно, послуживших для оформления павильона «Крайний Север» на Всероссийской торгово- промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. После путешествия К. Коровина и В. Серова многие молодые ху­ дожники обратились к теме Русского Севера. На рубеже ХІХ-ХХ столетий в этих краях побывали Н. Рерих, И. Билибин, Б. Григорьев, А. Бенуа, А. Архипов, В. Переплетчиков, М. Врубель и многие другие. Даже пейзажи­ сты другой сюжетной направленности передали суровый север, например, И.Шишкин «На Севере диком», И. Айвазовский «Ледяные горы». Вспомни^ других художников, которые побывали на Кольской зем- Впервые геологические исследования Кольского залива проводились учёным П.В. Витенбургом в 1918 г. и продолжились в 1920 году. В состав экспедиции был включён художник А.Н. Бенуа. В свои 68 лет академик живописи с удовольствием собрался в столь необычное путешествие. Экс­ педиция завершилась 8 октября 1920 г. персональной выставкой работ в мурманском «Доме моряков». А.Н. Бенуа - один из первых художников, который неоднократно изображал неуловимые сполохи северного сияния. Безусловно, одним из первооткрывателей северной красоты был ху­ дожник А.А. Борисов. Поразительной его чертой является верность теме. Ничего, кроме северных мотивов, он никогда не писал, не искал никакой другой темы - только Русский Север! А.А. Борисов по праву считается пионером и певцом живописного освоения Арктики. Известный исследо­ ватель Арктики В.А.Васнецов пишет в своей книге «Под звёздным флагом Персея»: «... В Арктике Борисов был не быстролётным туристом, он был в нём своим. Художник не только видел Север, он чувствовал его всем сво­ им существом. И нет лучше художника, который бы с таким знанием и чувством умел передать в своих произведениях красоту полярных пейза­ жей, их величие, их настроение»7. 1 Борисов А. А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. СПб., 1907. С. 34. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz