Боровикова, Ю. В. Грабли / Юлия Владимировна ; ил. Елены Рудых. – [Б. м.] : Издательские решения, 2020. – 189 с.

ПРО ТО, КАК МЫ ПРИВИВАЕМ КОМПЛЕКСЫ ДЕТЯМ Разговариваю с девчушкой 11 лет (дочка знакомых). Прият­ ная такая девочка, хорошенькая, для современных норм взрос­ ления маленькая совсем (в куклы играет, про домик кукольный рассказывает). И что-то заходит у нас разговор про здоровье. Она: «Да, вот, у меня челюсть плохая.» Я: «В смысле, пло­ хая???» Девчушка: «Прикус не такой, как надо. Неправильный». И грустно так вздыхает. Я ей: «У тебя просто уникальная че­ люсть. Не такая, как у всех. Это твоя особенность. Больше такой ни у кого нет». У малышки глазки повеселели сразу. «А ещё у меня есть особенность: я глаза в кучу не могу све­ сти. Это, как его там, астигматизм, что ли. Мама сказала». Я ей опять: «Ну, смотри, как круто: зато все не могут глаза в разные стороны развести, а ты можешь. Ты же уникальная личность!!!» Видели бы вы радостное и удивлённое лицо ребёнка: «Вот оно как, оказывается! Я - уникальная!!» Как же просто как понизить, так и повысить самооценку ре­ бёнка. Для повышения всего лишь надо сменить ракурс с «непра­ вильного» на «уникальное» или «особенное». Для понижения же достаточно говорить про то, что это у тебя не так, это плохо, а это неправильно. Я понимаю, что родители говорят такие вещи не специально, зачастую даже не задумываясь, но как же глубоко в подсознании девочек и мальчиков застревают эти слова!!!! А потом все взрослые проблемы, в том числе и в отношени­ ях, начинаются отсюда, из детства, из комплексов, привитых ро­ дителями. Из нелюбви к себе, из неприятия и непонимания себя и своей неповторимости. Мы все уникальные. Все необычные. Все неправильные. И это правильно. И это так и должно быть. И почаще бы нам 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz