Экологический отчет о результатах стратегической оценки воздействия на окружающую среду российской программной территории ППС «Коларктик» 2021-2027 / В. А. Маслобоев, Е. М. Ключникова, Е. А. Боровичев [и др.]. - Апатиты : ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 74 с. : табл.

ГЛАВА 5. КАЧЕСТВО ВОДЫ РО С СИ Й С КО Й П РО Г РАМ М Н О Й Т Е Р РИ Т О РИ И Российская программная территория характеризуется высокой обеспеченностью как поверхностными, так и подземными водными ресурсами. Во всех трех регионах имеются месторождения питьевых, минеральных и промышленных вод. Объем водозабора для хозяйственных и промышленных нужд в последние годы стабильно снижается1. что соответствует общей тенденции в водопользовании на территории России и ЕС. Снижение объемов водозабора объясняется повышением эффективности водопользования и внедрением новых ресурсосберегающих технологий. Отличительной особенностью российской программной территории является низкий объем воды, используемой на сельскохозяйственные нужды2 (не более 18 % от общего водопотребления). Эти данные являются следствием относительно небольшой площади сельхозугодий и сокращением числа мелиоративных мероприятий. Высокий уровень индустриализации и неравномерное размещение промышленных объектов создают дополнительные риски, снижающие качество питьевой воды. Специфическими загрязняющими веществами водных объектов являются соединения металлов, азота, сульфаты и фосфаты. Следует отметить устойчивую положительную тенденцию сокращения сброса загрязняющих веществ, а также локальный характер и неравномерность загрязнений на российской программной территории. Более высокий уровень загрязнения поверхностных вод отмечается вблизи крупных населенных пунктов, что является следствием износа сетей и сооружений водоснабжения. В связи с этим мероприятия по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в частности водоочистных сооружений, систем водоотведения и водоподготовки требуют внимания и координации усилий региональных властей, коммунальных предприятий и водоохранных организаций. Главным органом, отвечающим за комплексное использование и охрану водных объектов на российской программной территории. является Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее — Бассейновое водное управление)7. Управление руководствуется в своей деятельности принципами, закрепленными в Водном кодексе РФ4, в частности, приоритетом охраны водных объектов перед их использованием. Основными направлениями деятельности Бассейнового водного управления являются: -организация статистического наблюдения и мониторинг водных объектов; -мониторинг состояния гидротехнических сооружений; -организация межведомственного взаимодействия с целью оперативного реагирования на паводковые явления и предотвращения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; —проведение противопаводковых, берегоукрепительных мероприятий и иных видов работ. 1http://www.mnr.gov.ru/upload'iblock/0c7/2019_gosdoklad_voda2018 new 09122019.pdf :Там же. С. 244. ' http://www.dpbvu.ru/ 4http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102107048 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz