Экологический отчет о результатах стратегической оценки воздействия на окружающую среду российской программной территории ППС «Коларктик» 2021-2027 / В. А. Маслобоев, Е. М. Ключникова, Е. А. Боровичев [и др.]. - Апатиты : ФИЦ КНЦ РАН, 2022. - 74 с. : табл.

Объем требований к проведению российской ОВОС значительно превышает объем требований к проведению стратегической оценки. Это сложносоставной процесс, требующий вовлечения разных категорий квалифицированных специалистов, проведения практических изысканий, например: инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических и т. д. Одним из ключевых различий между российской ОВОС и стратегической оценкой ЕС является то, что в первом случае объект изучения (проект) заранее известен и имеет заданные технические и пр. параметры, которые, впрочем, могут быть подвергнуты корректировке по результатам проведенной оценки. Аналогом российской ОВОС в ЕС является процедура Environmental Impact Assessment (ELA). Основу нормативно-правового регулирования ОВОС в Российской Федерации составляют следующие документы, но ими не ограничивается: -Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: -Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; -Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»1. При этом предусмотренная Положением об ОВОС процедура полностью отвечает основным принципам и содержит все основные элементы процедуры, закрепленной в международных договорах, основным из которых является Конвенция Эспо. Дополнительный перечень международных правовых документов, применяемых как в России, так и в ЕС приводится в следующем разделе. Схожая международная юридическая база уравновешивает российский подход и подход ЕС к оценке. Несмотря на незавершенный этап утверждения пока не вступившего в силу законодательного акта об обязательном проведении стратегической оценки воздействия на окружающую среду, Консорциум в своей оценке исходит из уже действующих правовых норм и актов. Экспертами учитываются имеющиеся региональные стратегии, а также опыт проведения добровольной стратегической оценки. 1.2. Обзор требований ЕС к стратегической оценке воздействия на окружающую среду применительно к ППС «Коларктик» на период 2021-2027 гг. Документом, регулирующим проведение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в отношении планов и программ в ЕС, является Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2001 /42/ЕС от 27 июня 2001 г. Для надлежащего исполнения Директивы Европейской комиссией было разработано «Руководство по реализации стратегической оценки воздействия на окружающую среду»2, положения которого были учтены при разработке данного Отчета. Главным преимуществом стратегической оценки является анализ возможных последствий реализации планов и программ для окружающей среды на конкретной территории. Ее результаты призваны способствовать принятию 'Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (вступает в силу с 01.09.2021г. и действует до 01,09.2027г.) 2https://ec.europa.eu/environment/archives/eia/pdf/030923_sea_guidance.pdf 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz