Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

необходимых случаях закупать воду за валюту в непосредствен­ ной близости от районов промысла в портах Торххавн и Леруик на Фарерских и Шетландских островах. Воды на промысле стало с из­ бытком, и "Мурмансельдь" получила возможность помогать с обес­ печением водой судам балтийской флотилии, которая с этим де­ лом отставала. Как и в предыдущем случае, с решением проблемы обеспече­ ния промысла водой возникла необходимость в решении другой проблемы - применении более стойкого, безвредного и надежного покрытия грузовых танков водолеев. Дело в том, что общеприня­ тые тогда покрытия водяных цистерн (цементным молоком) име­ ли ряд существенных недостатков - вода вымывала из цемента и растворяла в себе далеко не безвредные щелочные соединения. Кроме того, это покрытие было очень нестойко: часто, особенно зимой, осыпалось, оголяя железные стенки танков. Требовалось их обновлять, затрачивая много труда и средств. Но пока ничего другого для покрытия водяных цистерн не было. Пришлось нам обратиться за помощью к ученым Ленинград­ ского санитарно-гигиенического института, занимавшегося подо­ бными вопросами. В соответствии с заключенным договором, этот институт подобрал для нас одобренное санитарным надзором со­ вершенно безвредное и довольно стойкое покрытие. Его мы и ре­ шили применить на строившихся по нашему заказу на Керчен­ ском судостроительном заводе "Залив" топливных танкерах, кото­ рые уже в самом процессе постройки были перепрофилированы в водолеи, - "Фиорд" и "Кекур". В процессе дальнейшей эксплуата­ ции это покрытие кроме всего прочего оказалось еще и универ­ сальным: в грузовых танках этих танкеров-водолеев можно было перевозить и жидкие пищевые грузы, такие как растительное мас­ ло, рыбий жир, патока и т. п. В практике работы с дрифтерными сетями существовало не­ сколько способов выметки порядка. Наиболее часто в Северной Атлантике на большинстве судов применяли способ выметки по­ рядка "ходом вперед". Этот способ позволял наиболее удачно и прицельно, в нужном направлении расположить порядок сетей и выполнить эту операцию с минимальными затратами времени, чтобы быстрее "занять место" (было и такое понятие, когда много судов работало на ограниченной площади). Но это грозило и серь­ езными неприятностями - сети могли намотаться на винт. Случись такое - и судно лишалось хода и его требовалось отбуксировать в укрытие, где водолазы с одного из дежурных спасательных букси­ ров сняли бы намотку. Терялось много промыслового времени, но поступать необходимо было только так, иначе могли потерять больше. Попытки некоторых освободиться от намотки на винт сво­ 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz