Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
менее сведущему в промысловых делах капитану попал опытный старший мастер лова и наоборот. А для этого им приходилось очень внимательно изучать деловые качества специалистов, оце нивать их знания и даже учитывать характеры, с тем, чтобы до биться оптимальных сочетаний. Позднее всплыла одна немаловажная деталь, на которую раньше как-то не обращали внимания. Дело заключалось в том, что в соответствии с Кодексом торгового мореплавания (КТМ) плавание в сельдяной экспедиции считалось дальним и командо вать СРТ имел право только судоводитель, обладавший дипломом капитана или штурмана дальнего плавания. А у нас же капитаны СРТ в большинстве своем таких дипломов не имели. Ведь плава ние в районах Баренцева моря, где раньше велся промысел, по очерченным в соответствии с КТМ координатам, считалось ма лым. А для получения диплома хотя бы штурмана дальнего плава ния был необходим ценз не менее шести месяцев дальнего плава ния. Получался какой-то заколдованный круг. Лишь впоследст вии, с расширением границ промысла в Баренцевом море на запад и восток, все встало на свои места. Долго изучали этот вопрос, консультировались с портовым надзором, судили-рядили и приняли решение переходы СРТ до места промысла осуществлять в группе во главе с СРТ-флагманом под командованием капитана дальнего плавания. А там, в экспе диции, плавание само по себе становилось групповым, так как ло вили сельдь если не в пределах видимости, то уж во всяком случае в пределах досягаемости устойчивой радиосвязи. Обычно в таких случаях на переход управление выдавало су дам приказ-задание, где оговаривались условия перехода, сроки и частоты связи. Но сейчас можно признаться, что все это носило ус ловный характер, так как суда, составлявшие символическую группу, подбирались по мере их готовности и поэтому часто разли чались и по скорости, и по техническому состоянию механизмов, корпусов и по другим характеристикам. Несмотря на все трудности и осложнявшие промысел непо ладки, "Мурмансельдь” свой первый годовой (1950 года) план ры- бодобычи выполнила. Правда, план вылова рыбы донных пород нашим небольшим суденышкам, работавшим тралом в бурном зимнем Баренцевом морс одолеть не удалось, но этот недобор был с лихвой перекрыт выловом атлантической сельди. Здесь нужно сказать, что нас в 1950 году сильно подвели вы шестоящие органы. Перед сельдяной экспедицией наша единст венная "флагманская” плавбаза, пароход "Тамбов", неожиданно по приказу министерства ушла сопровождать до Черного моря сле довавшие на Дальний Восток рыболовные сейнеры. Остались мы с одной крохотной плавбазой "Онега", участие в экспедиции кото 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz