Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

менее сведущему в промысловых делах капитану попал опытный старший мастер лова и наоборот. А для этого им приходилось очень внимательно изучать деловые качества специалистов, оце­ нивать их знания и даже учитывать характеры, с тем, чтобы до­ биться оптимальных сочетаний. Позднее всплыла одна немаловажная деталь, на которую раньше как-то не обращали внимания. Дело заключалось в том, что в соответствии с Кодексом торгового мореплавания (КТМ) плавание в сельдяной экспедиции считалось дальним и командо­ вать СРТ имел право только судоводитель, обладавший дипломом капитана или штурмана дальнего плавания. А у нас же капитаны СРТ в большинстве своем таких дипломов не имели. Ведь плава­ ние в районах Баренцева моря, где раньше велся промысел, по очерченным в соответствии с КТМ координатам, считалось ма­ лым. А для получения диплома хотя бы штурмана дальнего плава­ ния был необходим ценз не менее шести месяцев дальнего плава­ ния. Получался какой-то заколдованный круг. Лишь впоследст­ вии, с расширением границ промысла в Баренцевом море на запад и восток, все встало на свои места. Долго изучали этот вопрос, консультировались с портовым надзором, судили-рядили и приняли решение переходы СРТ до места промысла осуществлять в группе во главе с СРТ-флагманом под командованием капитана дальнего плавания. А там, в экспе­ диции, плавание само по себе становилось групповым, так как ло­ вили сельдь если не в пределах видимости, то уж во всяком случае в пределах досягаемости устойчивой радиосвязи. Обычно в таких случаях на переход управление выдавало су­ дам приказ-задание, где оговаривались условия перехода, сроки и частоты связи. Но сейчас можно признаться, что все это носило ус­ ловный характер, так как суда, составлявшие символическую группу, подбирались по мере их готовности и поэтому часто разли­ чались и по скорости, и по техническому состоянию механизмов, корпусов и по другим характеристикам. Несмотря на все трудности и осложнявшие промысел непо­ ладки, "Мурмансельдь” свой первый годовой (1950 года) план ры- бодобычи выполнила. Правда, план вылова рыбы донных пород нашим небольшим суденышкам, работавшим тралом в бурном зимнем Баренцевом морс одолеть не удалось, но этот недобор был с лихвой перекрыт выловом атлантической сельди. Здесь нужно сказать, что нас в 1950 году сильно подвели вы­ шестоящие органы. Перед сельдяной экспедицией наша единст­ венная "флагманская” плавбаза, пароход "Тамбов", неожиданно по приказу министерства ушла сопровождать до Черного моря сле­ довавшие на Дальний Восток рыболовные сейнеры. Остались мы с одной крохотной плавбазой "Онега", участие в экспедиции кото­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz