Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

На всех шхунах был произведен серьезный заводской ре­ монт, из-за чего приемо-транспортная контора понесла большие расходы. В 1949 году из Мурманска "Морзверрыбпромом" Кольского госрыбтреста была направлена еще одна сельдяная экспедиция, теперь уже в район Шпицбергена, к недавно открытым местам от­ корма и нагула крупной сельди - "полярного залома". Промысловых судов, пригодных для дрифтерного лова сельди, не было, поэтому собрали все, что оказалось в наличии. Основную массу экспедиционных судов составляли композитные боты типа "Касатка". К ним добавили несколько деревянных дрифтер-ботов мурманской постройки. Флагманом определили трофейный дриф­ тер-траулер "Дельфин" (капитан Г. В. Лысков). Кольский госрыбтрест поручил нашей приемо-транспортной конторе подготовить для обслуживания экспедиции в качестве плавучей базы трофейный сухогрузный пароход "Тамбов". Это был угле-рудовоз солидного возраста, сильно изношенный. По сво­ ему устройству и конструкции "Тамбов" не совсем удовлетворял требованиям, предъявляемым к плавбазам. При перевозке сыпу­ чих грузов (руды, угля) погрузка и загрузка в портах осуществля­ лась кранами, так что грузовые стрелы нужны были только для снятия или постановки люковых бимсов. На каждый трюм было по одной тяжеленной деревянной стреле и соответственно по одной грузовой лебедке. Работать с подобными грузовыми устройствами в сельдяной экспедиции было невозможно: не выводить же вруч­ ную с помощью талей тяжелую стрелу за борт за стропом бочек с рыбой, а потом так же вручную ставить стрелу обратно над люком. Для такой работы не хватило бы никаких штатов палубной коман­ ды. Заниматься заменой стрел на более легкие металлические, снятые со старого, уже списанного судна и установкой дополни­ тельных грузовых лебедок (по две на трюм) пришлось мне, так как я уже имел опыт приспособления под плавбазу "Тунгуса". Со­ ставляя техническое задание на дооборудование "Тамбова", я столкнулся с рядом трудностей, связанных с размерами этого суд­ на. Чтобы предохранить нижние ряды бочек с рыбой от раздавли­ вания, пришлось сделать во всех трюмах легкие твиндеки. Для размещения запасов дизельного топлива, рассчитанных на все су­ да экспедиции, в одном из трюмов установили вкладную цистер­ ну. Поскольку своих запасов угля на весь период экспедиции "Тамбову" не хватало, рёшили один из трюмов загрузить углем с тем, чтобы после его израсходования трюм можно было использо­ вать для складирования сельди. В кормовой части судна, под полу­ ютом, оборудовали временные жилые и бытовые помещения для 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz