Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
Проект переоборудования судна был выполнен "Гипрорыбфлотом". Командовал траулером опытный капитан-кошельковист Г. Т. Алас. Наставником по добыче в этот рейс пошел инженер А. П. Мосиен- ко, под непосредственным руководством которого были осуществ лены некоторые усовершенствования кошелька. Результаты работы СРТР-712 по новой схеме превзошли все ожидания: за три с небольшим месяца выловили около 400 тонн сельди (был сделан 41 замет, из них только 16 продуктивных). По сле этого рейса началось массовое переоборудование "Океанов" под кошельковый лов. Так через пятнадцать лет был наконец-то освоен лов сельди кошельком в открытом море. И эта проблема была решена произ водственниками без помощи извне (за исключением того, что со трудники ПИНРО помогли в отладке поисковой аппаратуры и в разработке методики расшифровки показаний приборов). Как ни странно, но отраслевые институты Минрыбхоза СССР, имевшие лаборатории техники промрыболовства, оказались в стороне. Трудно переоценить вклад в решение проблемы кошелькового ло ва сельди в открытом море наставника по добыче А. П. Мосиенко. Он был отмечен золотой медалью ВДНХ. В последующем, когда прекратился промысел атлантической сельди, все "Океаны", да и другие суда (даже РТ типа "Пионер") успешно работали кошельками по схеме "Мосиенко-Колтун" на облове пелагических рыб - мойвы, ставриды, скумбрии и т. п. Таков финал многолетних поисков по освоению кошелькового лова (теперь уже вообще рыбы) в открытом море, проходивших от начала до конца на моих глазах, хотя в последнее время и без мое го участия. Парусно-моторные шхуны нашей приемо-транспортной кон торы, имевшие значительную парусность и относительно слабые двигатели, были очень неманевренны и швартовка их к базам в от крытом море, при постоянной зыби, почти всегда сопровождалась нежелательными происшествиями - навалами, ударами, точками. Поэтому все шхуны вернулись из экспедиции в ужасном состоя нии: почти на каждой был снесен бушприт, у многих поломаны фальшборты, не говоря уже о многочисленных вмятинах в бортах. А шхуна "Сатурн" получила серьезные повреждения уже на пути в порт. На ней, чтобы быстрее добраться домой решили поднять па руса. В принципе решение было правильным - ведь паруса на шху не для того и предназначены, чтобы ими пользоваться. Но дело в том, что необходимых навыков работы с парусами у команды не было. Поэтому когда внезапно усилился ветер и потребовалось бы стро убрать паруса, на "Сатурне" с этим не справились. В резуль тате пострадало вооружение - рангоут, такелаж и сами паруса. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz