Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

Проект переоборудования судна был выполнен "Гипрорыбфлотом". Командовал траулером опытный капитан-кошельковист Г. Т. Алас. Наставником по добыче в этот рейс пошел инженер А. П. Мосиен- ко, под непосредственным руководством которого были осуществ­ лены некоторые усовершенствования кошелька. Результаты работы СРТР-712 по новой схеме превзошли все ожидания: за три с небольшим месяца выловили около 400 тонн сельди (был сделан 41 замет, из них только 16 продуктивных). По­ сле этого рейса началось массовое переоборудование "Океанов" под кошельковый лов. Так через пятнадцать лет был наконец-то освоен лов сельди кошельком в открытом море. И эта проблема была решена произ­ водственниками без помощи извне (за исключением того, что со­ трудники ПИНРО помогли в отладке поисковой аппаратуры и в разработке методики расшифровки показаний приборов). Как ни странно, но отраслевые институты Минрыбхоза СССР, имевшие лаборатории техники промрыболовства, оказались в стороне. Трудно переоценить вклад в решение проблемы кошелькового ло­ ва сельди в открытом море наставника по добыче А. П. Мосиенко. Он был отмечен золотой медалью ВДНХ. В последующем, когда прекратился промысел атлантической сельди, все "Океаны", да и другие суда (даже РТ типа "Пионер") успешно работали кошельками по схеме "Мосиенко-Колтун" на облове пелагических рыб - мойвы, ставриды, скумбрии и т. п. Таков финал многолетних поисков по освоению кошелькового лова (теперь уже вообще рыбы) в открытом море, проходивших от начала до конца на моих глазах, хотя в последнее время и без мое­ го участия. Парусно-моторные шхуны нашей приемо-транспортной кон­ торы, имевшие значительную парусность и относительно слабые двигатели, были очень неманевренны и швартовка их к базам в от­ крытом море, при постоянной зыби, почти всегда сопровождалась нежелательными происшествиями - навалами, ударами, точками. Поэтому все шхуны вернулись из экспедиции в ужасном состоя­ нии: почти на каждой был снесен бушприт, у многих поломаны фальшборты, не говоря уже о многочисленных вмятинах в бортах. А шхуна "Сатурн" получила серьезные повреждения уже на пути в порт. На ней, чтобы быстрее добраться домой решили поднять па­ руса. В принципе решение было правильным - ведь паруса на шху­ не для того и предназначены, чтобы ими пользоваться. Но дело в том, что необходимых навыков работы с парусами у команды не было. Поэтому когда внезапно усилился ветер и потребовалось бы­ стро убрать паруса, на "Сатурне" с этим не справились. В резуль­ тате пострадало вооружение - рангоут, такелаж и сами паруса. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz