Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
ди", имевший поисковую гидроакустическую аппаратуру, пробо вал работать кошельковым неводом в районе Исландии, но опять- таки успеха не имел. В следующем году туда же, к берегам Исландии, управлением "Морлова" (была тогда в системе рыбной промышленности Севера такая рыбодобывающая организация) была направлена очень со лидная кошельковая экспедиция в составе плавбазы "Памяти Ки рова” и, кажется, тринадцати промысловых судов, среди которых было два балтийских СРТР (которые клюнули на эту удочку) и один БМРТ. Инициаторы экспедиции рисовали радужные перс пективы внедрения кошелькового лова во всех районах Мирового океана» причем на всех породах рыб, включая и тунцов, и с судов любого типа, в том числе и с БМРТ. Они считали, что со временем этот вид лова станет ведущим, заменив все остальные традицион ные виды лова, даже траловый. К экспедиции готовились долго и всесторонне. Больше всего ее участники беспокоились об организации переработки вылов ленной рыбы, поскольку не сомневались в том, что заметы будут успешными. Но этого не произошло: экспедиция провалилась, так как была оторвана от реальности и с самого начала отдавала про жектерством. Все закончилось огромными убытками, после чего управление "Морлова" прекратило свое существование. В 1964 году была сделана еще одна попытка: с кошельковыми неводами, опять-таки к берегам Исландии, пошло пять судов - два СРТР типа "Океан" и три сейнера. Улов был весьма скромным - за весь период лова около 400 центнеров на всех. Но это было уже кое-что, вселявшее надежду на то, что кошельковый лов сельди в открытом море можно освоить, только необходимы некоторые до работки как в конструкции неводов, так и в технике замета. Кро ме того выяснилось, что требуется изучить поведение сельди в раз ное время суток, в различную погоду и в определенных гидрологи ческих условиях; важно также учитывать и скорость передвижения сельди как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях - у сельдяных косяков, чутко реагирующих на по сторонние шумы, она довольно высока (до 1,5 м /с). Это все ясно сейчас, когда уже освоен кошельковый промысел сельди. А тогда эти прописные истины только начинали пости гать... Летом 1965 года на промысел сельди кошельками было на правлено три судна Северного бассейна - два сейнера и СРТР типа "Океан" № 712. Этот траулер имел оборудованную на ботдеке (шлюпочной палубе) с правого борта неводную площадку. Правая спасательная шлюпка была убрана и заменена шестью спасатель ными плотиками. Это было смелое техническое решение, предло женное главным инженером "Мурмансельди" А. Л. Колтуном. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz