Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

главе с флагманом - капитаном СРТ-1 "Кораблестроитель" Я. А. Гу- ниным. Несмотря на новизну района и условий промысла, на сложно­ сти плавания, первая исландская сельдяная экспедиция выполни­ ла план по вылову сельди, справилась и с другими задачами. Но самое главное было в том, что опыт этой экспедиции дал богатый материал, который в дальнейшем помог решить ряд принципиаль­ ных задач. В частности, был найден оптимальный тип судна, спо­ собного вести экспедиционный лов, определены условия взаимо­ действия промысловых судов с плавучими базами, отработаны приемы и методы швартовки, разгрузки и снабжения судов, техно­ логия переработки и хранения улова. Четко определились и требо­ вания, которым должны были отвечать плавучие базы для обеспе­ чения эффективной работы промысловых судов. Чтобы закрепить первый успех, в следующем, 1949 году для более детального изучения и освоения промысла сельди в северо- восточной части Атлантики к берегам Исландии была направлена вторая, уже более мощная экспедиция: 28 промысловых судов (12 мурманских и 16 калининградских) и плавучие базы - "Тунгус" и "Онега". Учтя прошлогодние сложности, связанные с использова­ нием на дрифтерном лове парусно-моторных шхун, калининград­ цы послали в основном сейнеры, имевшие площадки для выметки кошельковых неводов (в предыдущей экспедиции они "подсмотре­ ли", как исландцы, работая только "кошельками", буквально чер­ пали сельдь). В составе же мурманской группы судов, наоборот, было не­ сколько парусно-моторных шхун. В этом 6 е > ш определенный риск, но он оправдался, помогли большой опыт и удача. А команда мур­ манской шхуны "Сатурн" (капитан А. М. Михайлов) по результа­ там даже вошла в пятерку лучших судов экспедиции. Можно было понять желание рыбаков добывать сельдь более эффективным способом - кошельковым. Действительно, лов рыбы дрифтерными сетями, основанный на объячеивании или запутыва­ нии движущейся или дрейфующей под влиянием течения рыбы, в принципе довольно примитивен, зато имеет одну важную особен­ ность - избирательность ячеи, задерживающей только крупную рыбу и пропускающей молодь. В этом и заключаются экологиче­ ские преимущества дрифтерных сетей над кошельками и тралами, которые загребают все подряд. Дрифтерные орудия лова у нас были довольно громоздкими (длина набора сетей - "порядка” - составляла около 3,5 - 4 кило­ метров) и занимали на судне очень много места. Да и стоило дриф­ терное вооружение достаточно дорого. Было у него еще одно "неу­ добство" - затрачивалось впустую много (до 8 - 12 часов) времени, прежде чем обнаруживался результат, а если он оказывался нуле­ 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz