Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

байн "Авангард" (капитан С. Е. Едсмский) быстро взял полный груз крупной сельди - "полярного залома". Второй рейс "Авангар­ ду" пришлось прервать - в районе Шпицбергена появились немец­ кие подводные лодки. В 1941 году исследования в этом районе были продолжены. На этот раз экспедиционное задание выполнял экипаж деревянного "Сазана" под командованием известного на Мурмане капитана- промысловика В. А. Егорова (родного брата знаменитого тралфло- товского капитана А. А. Егорова, именем которого названа одна из улиц Мурманска). Завершить работы не позволила война. После ее окончания в 1946 году экспедиционные суда ПИН- РО, тоже деревянные, "Рында" и "Кашалот", снова появились в шпицбергенских водах. Находившаяся на них экспедиция ученых, которую возглавлял Ю. Ю. Марти, не только подтвердила сущест­ вование в северных широтах "полярного залома", но и доказала воз­ можность его успешного лова. Практическое значение этого откры­ тия было столь велико, что ряд участников экспедиции - капитан Г. П. Корольков, сотрудники ПИНРО Б. П. Мантейфель, С. В. Ми­ хайлова и руководитель экспедиции Ю. Ю. Марти - были удостое­ ны Государственной премии. Сейчас можно только поражаться и удивляться, как на таких утлых деревянных суденышках постройки Мурманской судоверфи (за исключением экспедиционного судна "Книпович"), не приспо­ собленных для плавания в сложной навигационной обстановке вы­ соких широт, в непосредственной близости от полярных льдов, удавалось плавать, вести исследования, да еще делать научные от­ крытия. А как сложны были условия жизни личного состава и на­ учных работников на этих судах - камельковое отопление, не спо­ собное побороть сырость жилых помещений, постоянные ограни­ чения в расходовании пресной воды, сложности с хранением скоропортящихся продуктов и т. д. В середине сороковых годов научные группы ПИНРО под ру­ ководством Б. П. Мантейфеля, И. Г. Юданова и К. А. Лямина про­ вели исследования в районе Исландии. Они изучали условия сель­ дяного промысла в этом районе, возможность удлинения его сро­ ков и применения плавбаз. На основании обобщения и изучения материалов этих исследований было принято решение направить в 1948 году в район восточнее Исландии, где успешно работали на сельдяном промысле местные рыбаки, специальную экспедицию. Объектом промысла было одно из трех стад атлантическо- скандинавской сельди - исландское. В состав первой опытной сель­ дяной экспедиции входило 11 промысловых судов (один СРТ, пять парусно-моторных шхун с Балтики и пять мурманских СРТ "Мор- зверрыбпрома", который, находясь в ведении Кольского госрыб- треста, занимался добычей рыбы в прибрежной части Баренцева 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz