Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
описанием условий и характера работы в этом районе. После ухо да на отдых Юрий Сергеевич переехал в Москву, жил еще долго, до последних лет сохранив светлый ум и свежую память. После столкновения "Лосося" и "Белуги", прогремевшего на всю отрасль, многие капитаны стали сетовать на отсутствие на траулерах радиолокационных установок как на одну из причин аварийности. Но вряд ли они были правы на все сто процентов. Ведь даже самые последние "Правила предупреждения столкнове ния судов в море", утвержденные в годы, когда почти все суда обо рудованы радиолокационными станциями, не освобождают судо водителя от визуального наблюдения за окружающей обстанов кой! По мировой статистике, человеческий фактор дает до 75 про центов всех аварий на море, которые приводят к гибели людей, за грязнению среды, к большим материальным потерям. В цепочке "человек - судно - среда" чаще всего самым слабым звеном оказы вается человек. И столкновение "Лосося" и "Белуги" еще одно то му подтверждение. В то время массовых репрессий и тотальной подозрительности каждая авария траулера, даже самая незначительная, любой про изводственный сбой на береговом предприятии зачастую квалифи цировались как вылазки классового врага. Поэтому виновники аварии с РТ-46 "Лосось" были преданы суду и строго наказаны. Как говорят в народе, пришла беда - отворяй ворота. Так получилось и в нашем флоте. Не успели опомниться от столкнове ния "Лосося" с "Белугой", как спустя примерно год с небольшим - новая, уже более тяжелая авария. Осенью, 20 октября 1939 года РТ-43 "Рыбец" (капитан А. П. Дружинин), возвращаясь с промыс ла в порт, у входа в Кольский залив протаранил подводную лодку Северного флота "Щ-424". Удар пришелся в район центрального поста. Лодка получила огромные повреждения - я уже подчерки вал, что траулеры этой серии были очень массивными, тяжелыми и имели хороший ход, - и моментально затонула. Спаслись только находившиеся на верхнем мостике командир лодки, военком, по мощник командира, матрос-сигнальщик и обеспечивавший без опасность плавания командир другой лодки капитан-лейтенант Шуйский, да еще успевший в момент столкновения выскочить на верх старшина радистов. Потеря была невосполнимая: крупная бо евая единица флота со всем личным составом. Военный трибунал приговорил капитана траулера и капитан- лейтенанта Шуйского, который как старший по званию был на лодке обеспечивающим (вроде нашего капитана-наставника), к высшей мере наказания - расстрелу. По ходатайству они были по милованы и высшая мера им обоим была заменена десятью годами лагерей. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz