Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

Решили попробовать и мы, заказав один такой чугунный вкладыш. Подшипник подгонял я сам. И не только потому, что любил работу и очень часто сам выполнял ее - слишком уж велика была цена риска. Тем более, что механико-судовая служба об этой новации ничего не знала. Чугун не баббит, и шабрить его было очень тяжело, так что возня с подгонкой была очень долгой. Меж­ ду прочим, головная цапфа весила килограммов восемь-десять, мне приходилось несчетное количество раз поднимать ее с пола до головки шатуна - это примерно на уровень плеч. А после нужно было еще с помощью пасты пришлифовать поверхность цапфы к вкладышу. Но это было уже много легче. В общем, экспериментальный подшипник дался мне нелегко. Но и работал зато отлично - во сто крат лучше баббитовых. К со­ жалению, дальше нашей пробы не пошло: инженерная служба тралфлота, узнав о наших опытах, пока, на всякий случай, при­ остановила это дело. И совершенно зря... А потом, в декабре 1939 года, я ушел с РТ-55 на новое судно, но о дальнейшей судьбе моего "крестника" частенько справлялся у моего преемника. Замечаний у того не было. Этот экспериментальный подшипник памятен мне до сих пор, потому как оставил в жизни какую-то важную отметину. Много трудностей возникало у нас из-за плохого обеспечения судов запасными частями и особенно деталями топливной аппара­ туры. То, что получили при постройке в виде бортового запаса, было израсходовано в первые же месяцы эксплуатации траулера, иногда и без особой на то необходимости. Новых поступлений не было, вот и приходилось латать и перелатывать имевшееся. А ина­ че было и нельзя, ведь от исправности топливной аппаратуры во многом зависит надежность работы двигателей и в конечном итоге безопасность плавания. Особенно много хлопот доставляли форсунки, часто выходив­ шие из строя из-за загрязненности топлива, так как приборов для очистки топлива - сепараторов, фильтров высокого давления, того, что есть теперь, - тогда и в помине не было. Одна из кустарных ма­ стерских в Ленинграде по заказу тралфлота освоила изготовление распылителей для форсунок, но использовали для этого такую мягкую сталь (другую, как видно, кустари достать не смогли), что после двух-трех месяцев работы ударным воздействием запорной иглы их сильно разбивало, и они в конце концов просто лопались. При этом сильно изнашивалась конусная запорная поверхность иглы. И приходилось - теперешние механики ужаснутся, - закрепив противоположный конец иглы в патроне зажатой в слесарных тис­ ках ручной дрели, которую крутил моторист, очень осторожно не­ большим мелким бруском (которые приобретали в магазине инст­ 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz