Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.
поршней. Причем нужно было работать так, чтобы не задержать отход траулера в море. Случалось (и довольно часто), что на подшипниках оказыва лись трещины. И тогда приходилось все детали - поршень с голо вной цапфой и шатуном - доставлять на судоверфь, где перезали- вались и растрачивались подшипники и, в случае необходимости, прошлифовывалась рабочая поверхность головных цапф. Потом все это своими же силами доставляли на судно и грузили в машин ное отделение. Механики и мотористы после станочной обработки сами подгоняли детали и собирали двигатель. Понимая ответст венность, люди работали исключительно добросовестно. Все дела лось добротно, надежно. Машинная команда тогда на "Кете" подобралась исключи тельно работящая, дружная, в основном холостяки. Работали от чаянно, часто без отдыха, почти круглые сутки. Были все на рав ных - и механики и мотористы; времени на личные дела на остава лось. До сих пор добрым словом вспоминаю наших мотористов П. Ко марова, П. Кундозерова и М. Усанова. Особо примечателен был последний - детина почти двухметрового роста, непомерной силы. Поднимаясь по довольно крутому трапу и не держась за поручни, он запросто выносил 70-килограммовый поршень главного двига теля из машинного отделения на палубу. Сила его была такова, что ему нельзя было поручать закручивать гайки менее 13 мм (полдюйма) - обязательно сорвет болт или шпильку. Но рассер диться на Мишу Усанова было невозможно. Как и большинство сильных людей, это был очень душевный, скромный человек, от личный товарищ. За все время на РТ-55 "Кета" не было случая, чтобы при та кой напряженной работе из-за неготовности машинной установки был задержан отход траулера в море (хотя при желании всегда можно было свалить вину на судоверфь). Это было для машинной команды самым настоящим позором, чего мы допустить никак не могли. Все мы, механики дизельных траулеров, ломали голову, как обеспечить надежную работу головного соединения, чтобы облег чить себе работу и избежать лишних затрат на ремонт. И вот известный на флоте новатор старший механик РТ-51 "Лещ" А. А. Макаров предложил использовать в качестве подшип ника вкладыш из специальных сортов... чугуна, обладающего хо рошими антифрикционными качествами. По заказанной им тех нологии была сделана специальная отливка. Несколько изменив подвод смазки к рабочей части головной цапфы, Макаров попробо вал такой подшипник на двигателе своего траулера. И получилось: износа цапфы, что больше всего его беспокоило, не было! 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz