Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

новлена путем отжига (медленного нагрева до заданной темпера­ туры и постепенного остывания), что необходимо делать через оп­ ределенное число часов работы двигателя. Желая, чтобы было как лучше, работу эту мы заказали, и термисты ее выполнили. Но после этого мы с технологом потеряли покой: как поведут себя после отжига наши болты, не схалтурили ли термисты, не нарушили ли температурный режим. После ре­ монта я плавал на РТ-55 "Кета" и все это время следил за состоя­ нием мотылевых болтов, регулярно замеряя и контролируя их вы­ тяжку. Наши страхи оказались напрасными. С этими болтами тра­ улер и затонул в Великую Отечественную войну. В 1936 году после капитального ремонта РТ-55 "Кета" посто­ янно работал в Баренцевом море на промысле рыб донных пород. Работы в машине, хоть судно только вышло из ремонта, хватало с лихвой. Наша машинная команда приняла обязательство в тече­ ние года выполнять все текущие ремонтные работы своими сила­ ми, и к помощи судоремонтных предприятий обращаться только для выполнения крупных станочных работ. Это позволило бы во время стоянок в порту освободить людей от хлопот, связанных с ремонтом. Главные дизели немецкой фирмы "Дейтц", которые были на "Кете", имели существенный конструктивный недостаток: в баб­ битовой заливке подшипников головного соединения шатунно­ поршневой группы часто появлялись трещины. Чтобы их выявить вовремя, необходимо было периодически осуществлять профилак­ тические осмотры этого весьма важного узла двигателя. В против­ ном случае трещины в заливке подшипников могли привести к серьезным последствиям, вплоть до выхода двигателя из строя. Кстати, именно по этой причине в зиму 1931/1932 годов погибли два судна, и это трагическое событие еще было у всех на памяти. По опыту мы знали, что каждый поршень необходимо осмат­ ривать примерно раз в два месяца (соответственно, через каждые четыре рейса). Всего поршней у этих двигателей было восемь. Зна­ чит, чтобы предотвратить возможные неприятности, обязательно надо было каждую стоянку в порту вскрывать и осматривать голо­ вные соединения у двух цилиндров! У принадлежавших "Севтралтресту" полукустарных мас­ терских междурейсового ремонта мощностей хватало только- только для обеспечения ремонта паровых траулеров траловых флотов (Мурманского и Архангельского). В них не было станоч­ ного оборудования, необходимого для ремонта крупных деталей дизелей, да и слесарей-дизелистов, способных выполнить такой ремонт тоже не было. Вот и получилось, что вместо отдыха чле­ ны машинной команды вынуждены были во время междурейсо­ вых стоянок на берегу заниматься профилактическим осмотром 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz