Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

Г. А. Калачов, Кошек, Жуков, Добржальский, Раутсен и другие; механики Ф. Н. Братухин, А. А. Надель, В. Г. Пейзе. Дело дошло и до руководства тралового флота - арестовали начальника флота И. Б. Богачева (вместе с женой), главного инженера флота М. Шо- шина. Был арестован главный инженер объединения "Мурманры- ба" - так тогда назывался штаб рыбной отрасли Мурмана - очень толковый специалист В. Н. Цапенко, одно время совмещавший также и должность главного инженера Мурманской судоверфи, где тоже подобрали многих ответственных работников, в том числе и директора М. Богачева (однофамильца начальника тралового фло­ та). В общем, за решеткой оказался почти весь цвет рыбной отрас­ ли Северного бассейна... И потом, уже порядочное время спустя, я все еще ощущал ка- кое-то скрытое внимание к своей особе. Это была жизнь в постоян­ ном страхе, как под занесенным над головой топором. Тяжело бы­ ло, но устоял - не ожесточился, не замкнулся в себе. Чтобы отвлечься от черных дум и тем самым облегчить свое существование, с головой ушел в работу, которой навалилось сверх головы вместе с назначением на РТ-55 "Кета", стоявший в капитальном ремонте на судоверфи с вдребезги изношенными и страшно запущенными механизмами. Ремонт столь крупных, конечно, по тем временам, дизелей судоверфь осуществляла впервые. Постоянно возникала масса вопросов, в решении которых нельзя было допускать ошибок. В то время они могли быть расценены как преднамеренное действие со всеми вытекающими из этого последствиями... А механизмы и особенно главные двигатели дизельных трау­ леров имели некоторые конструктивные недоработки, которые в предстоявшем капитальном ремонте следовало бы устранить. В пер­ вую очередь, это касалось такого важного и ответственного узла двигателя, как реверсивное устройство. И подобного накопилось много. Приходилось рисковать и практически самостоятельно при­ нимать решения. Посоветоваться было не с кем, так как те специа­ листы, которые и могли бы помочь, уклонялись от принятия реше­ ний. Помню, пришлось много пережить за результаты одной рабо­ ты, которую мы с технологом судоверфи рискнули выполнить. Вдви­ гателях внутреннего сгорания имеется очень ответственная деталь - мотылевые болты. В процессе работы они постоянно подвергают­ ся знакопеременным нагрузкам, что со временем вызывает изме­ нение структуры металла, отчего снижается его прочность (в тех­ нике даже есть такое понятие "усталость металла"). В конечном счете это может привести к внезапному обрыву болтов и, как след­ ствие, к полному разрушению двигателя. В технической литерату­ ре вычитали рекомендацию: прочность болтов может быть восста­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz