Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

камень в одной из губ Мотовского залива, траулер при отливе оп­ рокинулся и затонул. При погружении на глубину судно получило значительные повреждения корпуса. Впоследствии "Мойва" была поднята ЭПРОНом и довольно быстро восстановлена на Мурман­ ской судоверфи. Период 1933-1934 годов можно считать началом экспедицион­ ной формы организации промысла. Действительно, промышляв­ шие рыбу, в том числе и сельдь, небольшие суда - моторные боты, которых в то время было на Мурмане великое множество, при хо­ рошей рыбалке затрачивали много ценного промыслового времени на переходы - для сдачи улова и пополнения припасов и обратно на промысел. Напрашивался логический вывод: гораздо выгоднее, если в район промысла направить стационарную базу, на которую боты могли бы сдавать выловленную рыбу и с нее же пополнять запасы для дальнейшей работы. Но ничего подходящего в составе промыслового флота тогда не было. Помог случай. В начале тридцатых годов в Белом море сел на камни норвежский лесовоз - пароход "Хаугланд", построенный еще в конце прошлого века. Команда покинула судно, владельцы же не сочли нужным принимать меры для его спасения. ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) снял брошен­ ный "Хаугланд" с камней и отбуксировал его в Архангельск. Группа мурманских специалистов, возглавляемая молодым корабельным инженером И. М. Семеновым, предложила переобо­ рудовать "Хаугланд" под плавбазу. Инициатива была поддержана, и вот по разработанной мурманчанами технической документации и под их наблюдением на архангельском заводе "Красная кузни­ ца" пароход отремонтировали и переоборудовали в плавучий ры­ бозавод, получивший новое название - "Памяти Сергея Кирова". На том же заводе на судне смонтировали технологическое обору­ дование для приемки и переработки на готовую продукцию сельди и рыб донных пород - посольные емкости, линии уборки рыбы с механическими укупорами бочек, трюмные элеваторы и т. п. Втвин­ деках были оборудованы жилые и бытовые помещения для рыбо­ обработчиков. Первым капитаном (по теперешним понятиям ка- питаном-директором) рыбозавода стал известный архангельский капитан А. А. Грозников, а старшим механиком - соломбалец К. Трубин. Так рождалась и пробивала себе дорогу новая форма органи­ зации промысловой работы - экспедиционная, без которой просто немыслим промысел в отдаленных районах Мирового океана. Плавбазу "Памяти Сергея Кирова" передали на баланс и тех­ ническое обслуживание Мурманскому траловому флоту, который располагал необходимыми для этого кадрами и техническими воз­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz