Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

усиленно поливали их водой. В копеечку влетело тогда столь "по­ толочное" планирование добычи. Все чаще стали раздаваться трезвые голоса, что следует вести активный лов сельди при ее миграциях в открытой части Баренце­ ва моря. В этой связи часть траулеров Мурманского тралфлота и, в первую очередь - дизельных, была переключена на лов сельди дрифтерными сетями. Вышли в открытое море на промысел сельди и суда мелкого флота - моторные боты колхозов и прибрежных ры­ бозаводов. Рыбный рынок страны требовал все больше сельди. Когда я плавал вторым механиком на РТ-51 "Лещ", во время одного перехода ночью по Мотовскому заливу команда заметила, что близко к поверхности воды, позади включенной кормовой электрической люстры движется плотная масса сельди. Тралмей­ стер Б. Тарунтаев предложил капитану Я. Г. Романову спустить трал с вшитой в мешок малоячейной рубашкой и, вытравив ваера на минимальную длину, сделать на этом месте несколько цирку­ ляций. Первое же траление принесло полный мешок сельди. В даль­ нейшем случались и пустые траления, так как не всегда удавалось находить хорошие концентрации сельди. Да ведь и никаких по­ исковых приборов не было: тралили по наитию, зачастую просто наугад. Учитывая реакцию сельди на яркий свет, пытались закла­ дывать в траловый мешок светильник с электролампой, подклю­ ченной через длинный кабель к судовой электросети. Но в те вре­ мена надежной герметичной электроарматуры не было. Как пра­ вило, возникало короткое замыкание цепи, судно обесточивалось, причем в самый неподходящий момент, а это было чревато серьез­ ными последствиями. От дальнейших опытов с ловом на свет при­ шлось отказаться. Много инициативы проявили члены экипажа "Леща", осваи­ вая наиболее эффективный промысел сельди - траловый, что в 1934 году обеспечило нам выполнение годового задания по добыче этой рыбы и лучшие результаты среди группы дизельных судов. Работа наша на промысле сельди получила высокую оценку. В ча­ стности, капитан траулера Я. Г. Романов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А самое главное заключалось в том, что именно РТ-51 "Лещ" еще в 1934 году первым использовал трал для лова рыбы в средних слоях моря (так называемый пелагиче­ ский промысел). На флоте в шутку называли Якова Георгиевича Романова "сельдяным королем". Успех пришел не сам по себе. Первое время приходилось ловить сельдь тралом в Мотовском заливе на небольшом пятачке около Ура- тубы, в очень сложных навигационных условиях, что требовало от судоводителей высокого профессионального мастерства, так как ма­ лейшая ошибка грозила серьезной аварией, подобной той, что про­ изошла с РТ-50 "Мойва", гце капитаном был А. Н. Сиднее. Сер на 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz