Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

родскую больницу. Весь остальной экипаж, включая старшего по­ мощника и старшего механика, находился на судне. Рассерженное аварией руководство главка приказало бук­ вально так - сумели утопить судно, сумейте и поднять. Обратились за помощью в отдел аварийно-спасательных и подводно-техниче- ских работ (АСПТР) пароходства и получили отказ - слишком сложные работы предстояли. Необходимо было сначала спрямить судно в сторону залива, а потом уже заделывать пробоины и отка­ чивать воду из корпуса. Правда, АСПТР выделил нам необходи­ мую водолазную и другую технику по нашим отдельным заявкам, естественно, с последующей оплатой по действовавшим у них рас­ ценкам. И нам ничего не оставалось, как самим заняться этим не­ привычным для нас делом. Проект подъема "Компаса" разрабатывало Мурманское отде­ ление института "Гипрорыбфлот" (главный инженер проекта Г. J1. Каниболотский). На экспертизу времени уже не оставалось - нужно было торопиться предупредить разрушение механизмов от пагубного для них воздействия морской воды. Решили начинать работы по мере выдачи чертежей. Для подстраховки пригласили на консультацию известного в судоподъемных кругах того време­ ни специалиста - преподавателя Калининградского рыбвтуза Я. И. Дунаевского, который одобрил намеченный нами порядок работы. Приступили к спрямлению судна. Для этого Мурманская су­ доверфь, естественно, за счет наших лимитов на судоремонт, изго­ товила, с помощью плавкрана установила и приварила на правом борту "Компаса" мощную ферму-рычаг. На эту ферму подвесили массивные блоки больших (от судовых установок) талей, вторые блоки которых предполагалось закрепить за врытые чуть ли не на середине залива железобетонные массивы, - их мы выпросили в инженерном отделе Северного флота. У североморцев же позаимствовали вспомогательный ледокол "Юрий Лисянский", который, встав на оба якоря как раз напротив "Компаса", стал выбирать ходовые концы обеих талей на свою буксирную лебедку. Первая попытка спрямления окончилась неу­ дачей: конструкторы не предусмотрели на конце спрямляющей фермы шарниров и блоки оборвало. После переделки крепления блоков и подмыва грунта под днищем "Компаса" с помощью гидро­ мониторов АСПТР тот же ледокол повторил попытку и она уда­ лась: крен судна выровнялся практически до нуля. Следующим этапом была заделка пробоин. Ее выполнили во­ долазы АСПТР. Затем уже, собрав все имевшиеся на бассейне во­ доотливные средства, начали откачку воды. На всякий случай еще подготовили случайно оказавшийся в порту спасатель "Стерегу­ щий", имевший мощные водоотливные средства. Необходимо было 205

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz