Бородулин, Г. М. Ничего, кроме правды / Г. М. Бородулин. - Мурманск : [б. и.], 1994. - 215, [1] с.

мысловое судно "Компас", доставившее флоту впоследствии много неприятностей. "Компас" был построен в Дании специально для учебных це­ лей и вступил в эксплуатацию в 1968 году. В свободное от проведе­ ния курсантской практики время это судно использовалось на про­ мысле рыб донных пород в Баренцевом море. Поэтому "Севрыбхо­ лодфлот" имел еще и план добычи рыбы. Во второй половине декабря 1971 года "Компас" должен был выйти в учебный рейс в Баренцево море. Судно уже было полно­ стью подготовлено к отходу и поставлено на рейд Кольского зали­ ва. Но руководители курсантской практики все откладывали и от­ кладывали отход судна, так и дотянув до 31 декабря. А уж под но­ вый год решили не отправлять судно в море, чтобы дать возможность команде встретить Новый год в кругу родных и близ­ ких. И будто чувствовало сердце - мне очень не хотелось оставлять "Компас" под Новый год на рейде. Тревожило то, что молодые ре­ бята-курсанты будут пытаться всеми правдами и неправдами до­ бираться до стоящего на рейде судна или наоборот. А при этом воз­ можны всякие случаи, тем более зимой, при парении залива. Я сам звонил и убедительно просил бывшего тогда начальни­ ком рыбного порта Т. Н. Щербаева поставить "Компас" на празд­ ники куда-нибудь к причалу. Он пообещал, но как видно, задер­ гавшись в предпраздничной суете, запамятовал и поехал по райо­ нам порта поздравлять своих работников с праздником. Так что там я его уже разыскать не мог, и "Компас" остался на рейде. Случилось так, что ближе к ночи совершенно неожиданно испортилась погода: налетел циклон со шквалистым ветром ура­ ганной силы и дождем, что в такое время года в Мурманске ре­ дкость. Сила ветра, сам видел в диспетчерской по прибору, до­ стигала 40 метров в секунду, а это по всем канонам уже "хоро­ ший" ураган. "Компас" сорвало с якорей и понесло вдоль залива. Поче- му-то командование судна (капитан Л. Ложкин) не воспользо­ валось находившимися в полной готовности главным двигате­ лем и активным рулем ("плойжером"). Во время дрейфа судно получило повреждение в подводной части корпуса, ударившись о стоявшую на рейде швартовую бочку. Его прибило к одному из причалов торгового порта, где с креном на левый борт судно, опершись на причал, и притонуло до грунта. По звонку дежурного диспетчера мы вместе с помощником начальника флота по учебным судам А. И. Анохиным, в веде­ нии которого находился "Компас" (тут уже было не до встречи Нового года) с большим трудом добрались до "Компаса". Капи­ тана Ложкина на судне уже не было: его с ушибом головы, получен­ ным при падении от толчка судна, на "скорой" отправили в го­ 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz